Первый советский Болид F-1
Тема для диссертации
ГАЗ-А-Аэро (Аэродинамический) — это советский спортивный автомобиль, представляющий собой видоизменённый фаэтон ГАЗ-А. «Аэродинамический» автомобиль появился в обстановке, совсем не способствующей развитию автомобильного спорта, считавшегося буржуазной роскошью. Продвинуть спортивное купе в массы было делом очень нелёгким (вспомните тот-же Порш 911).
Тем не менее конструктор А.О. Никитин горел идеей скоростной машины и не последнюю роль в его работе сыграла информация о том, что в Германии машины испытывают в аэродинамических трубах, которые раньше предназначались только для аэропланов. Одновременно он узнал (или понял) про такой важный параметр как коэффициент лобового сопротивления воздуха. ГАЗ-А-Аэро стал проектом для кандидатской диссертации амбициозного советского инженера.
Где взять трубу для тестов?
На то время аэродинамическая труба стояла только в МАИ в лаборатории Жуковского, её и использовали. По расчётам конструктора, которые выводились на уменьшенных макетах в масштабе 1:10, будущее спорт купе должно формой напоминать каплю воды. Но тут появилась проблема, где же взять такой кузов и настолько длинное шасси под него. В результате горьковского «донора» полностью разобрали и кузов создали заново. Мотор тоже изменили, заменив часть деталей на алюминиевые и повысив степень сжатия. Можно сказать, ГАЗ-Аэро стал первым советским тюнинг-каром.
Максимальная скорость за счёт необычной формы кузова увеличилась до 106 км/ч, а расход горючего значительно сократился. Увы, практического воплощения труды Никитина так и не нашли, а машина не сохранилась. Однако это не означает что Алексей Осипович (до 1937 года — Иосифович) работал зря. Количество применённых разработок на тот период сосчитать на пальцах невозможно: каплевидная компоновка кузова в результате чего лобовое сопротивление снизилось до 0,2 (изготовлен кузов правда из дерева и обшит железными листами), увеличенные передний и задний свесы, спойлеры-капли закрывающие задние колеса, убранные внутрь подножки (теперь пороги), утопленные фары, наклоненное до 45 градусов V-образное лобовое стекло (в последствии так сделали на «Победе ГАЗ-20»), люк в крыше (видно на фото из газеты Вечерняя Москва), форсированный мотор переделанный с использованием алюминиевой головки блока цилиндров с увеличенной степенью сжатия и много другое.
С 1941 года Великая Отечественная Война вынудила конструктора заниматься проектированием гусеничной военной техники: тягачей и танков. Даже после войны к обтекаемым кузовам он уже не возвращался, зато написал более пятидесяти работ по созданию гусеничных вездеходов гражданского и военного назначения.
март 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Тактико-Технические характеристики ГАЗ-А-АЭРО |
|
Коэффициент лобового сопротивления Сх | 0,207 |
Масса, кг: | |
сухая | 1220 |
снаряженная | 1270 |
Максимальная скорость, км/ч | 106 |
Двигатель: | |
Марка и модель | ГАЗ-А модифицирован и форсирован |
Компоновка | рядный |
Число цилиндров/клапанов | 4/8 |
Число тактов | 4 |
Клапанный механизм | SV |
Диаметр цилиндра, мм | 98,43 |
Ход поршня, мм | 107,95 |
Рабочий объем, см. куб. | 3285 |
Степень сжатия | 5,45 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 48/2600 |
Расположение | спереди, продольно |
Марка и модель карбюратора | Ford 201 l4 |
Число карбюраторов | 1 |
Число передач | 3 |
Шасси | штампованная рама лонжеронного типа |
Габариты, мм: | |
Длина | 4970 |
Ширина | 1710 |
Высота | 1700 |
База, мм | 2620 |
Тип передних тормозов | барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
Передние шины | 5,50-19″ |
Задние шины | 5,50-19″ |
Передняя подвеска | поперечная рессора |
Задняя подвеска | поперечная рессора |
Объем топливного бака, л | 40 |
Похожие Записи
« На жарком Юге и дальнем Севере Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа »