Полугусеничный ГАЗ М-1
ГАЗ-ВМ, также иногда упоминаемый как НАТИ-ВМ (ВМ — вездеход Молотова или вездеходная машина) – одно из экспериментальных решений с повышенной проходимостью, разработанное в меж военное время и получившее одобрение заказчиков, но так и не сошедшие c конвейеров завода ГАЗ. Основой для создания автомобиля с повышенной проходимостью стала культовая модель компании – М-1, которая была выпущена годом ранее. Модель стала примером умелой работы инженеров над ошибками при создании подобных устройств, но не выдержала сложного экономического состояния страны.
Силовой агрегат достался ГАЗ-ВМ от модели М-1 – это был бензиновый двигатель объемом чуть более трех литров, который обеспечивал неплохое соотношение динамики и расхода топлива. В гражданской серийной модификации он обеспечивал расход в 14 литров в смешанном цикле, а в опытном образце (с учетом понижения передаточных чисел) – уже 32 литра. На гусеничном ходу расход увеличивался незначительно – до 40 литров на сотню километров.
Сами гусеницы сделали съемными, хотя существенным недостатком была отдельная разработка ходовой части для данного автомобиля – тогда подобных деталей еще не имелось, а проекты подобного плана выполнялись на основе других автомобилей. По сути, гусеничный модуль изготовили как отдельную деталь (в настоящее время мы знаем гусеничные треугольник устанавливаемые вместо колес на многие модели автомобилей, например Американский Mattracks или Российские ВГД). Компоновка гусеничных модулей основывалась на двух спаренных пневматических колесах с дополнительным третьим колесом на подрессоренной подвеске, привод осуществлялся цепями от центрального вала, гусеничное полотно резиновое. Существовала возможность возврата к колесам от обычного М-1, но чрезмерный расход топлива делал его использование в качестве дорожного автомобиля не очень целесообразным. Также этому способствовала не очень удобная компоновка салона, который имел недостаточно удобные задние сиденья и не подходил для перевозки чиновников и номенклатуры из-за недостаточного количества элементарного гражданского комфорта.
Проходимость у модели была достаточно высокой, особенно при установке лыж на передние колеса. В транспортировочном варианте лыжи удобно крепятся на задних крыльях. Однако большие проблемы с распределением средств финансирования на разработку экспериментальных образцов, помешали развитию новинки и данная модель была упразднена.
В том же году был выпущен легендарный ГАЗ-61, полностью удовлетворяющий требованиям гражданской и военной отрасли, что сделало выпуск Вездеходной Машины ГАЗ-ВМ (НАТИ) в свет нелогичным и затратным по средствам.
Первая же государственная проверка способностей ГАЗ-ВМ стала роковой для дальнейшего развития полугусеничных автомобилей – было выявлено огромное количество недостатков, а дальнейшие работы прекращены без возможности возобновления. В то время было выпущено всего два таких автомобиля – именно из-за этого она представляет очень большую ценность для коллекционеров и обладает существенной рыночной стоимостью как экспонат в коллекции. К тому же, по некоторым неподтвержденным данным, один из экземпляров ГАЗ-ВМ был безнадежно утерян, но отсутствие достоверных доказательств и описания происшествия наводит на мысль о дезинформации для намеренного повышения цены.
Несмотря на большое количество недостатков, вездеход стал довольно значимым для автомобильной индустрии СССР. Благодаря полноценной разработке подобных решений множество специалистов приобрели неоценимый опыт в создании прочной подвески и других инженерных решений, которые нашли себя в других внедорожниках того периода.
январь 2016 Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
Один ответ на Полугусеничный ГАЗ М-1
« Итальянский вагон нападения Все лучшее детям — серия снегоходов Polaris 120 »
Передняя ось — доработанная ось ГАЗ-М-1, что привело к увеличению её колеи на 90 мм в сравнении с базовым вариантом, до 1525 мм. Рама также была использована от серийного автомобиля, будучи усиленной в связи с использованием гусеничного движителя