Реактивный ГАЗ
ГАЗ-СГЗ: Настоящая ракета
В 50-ые годы СССР стремился преуспеть во всех областях производства, хотел стать лидером не только в космосе, но и на земле. И, чтобы установить новый мировой скоростной показатель, было задумано сконструировать уникальный транспорт с тягой реактивного типа. Эта задумка была воплощена в жизнь умельцами ГАЗ.
Предыстория и устройство
В плане развития СССР никогда не отставал даже от самых ведущих стран Запада, но вот развить максимально возможную скорость на земле советским водителям никак не удавалось. В 47-году английский гонщик Кобб установил мировой показатель, развив 634 км/ч, побив тем самым свой же собственный рекорд, который был установлен ещё в 39-ом году. Многие думали, что другой водитель, соотечественник Кобба Эйстон сможет превзойти эти цифры, но к сожалению этого не последовало и показатль Кобба держался на протяжении 16 лет к ряду.
В 50-ом году на Горьковский автомобильный завод прибывает бывший авиаконструктор Смолин, который предлагает довольно новую и весьма интересную смелую затею. Он предлагает сконструировать модель со сверх ускоренным мотором. Предложение действительно является достаточно смелым, так как практического применения такой экземпляр точно бы не получил, поэтому в дальнейшем проект становится просто бессмысленным. Однако, несмотря на все противоречия, А.А. Липгарт — главный конструктор комплекса, поддерживает идею Смолина и собирает для него команду работников.
Сама конструкция кузова представляла собой крыло, которое сверху обозначало форму эллипса и имело своеобразные стабилизаторы по бокам. Кузов был обшит алюминием, чтобы конструкция была наиболее лёгкой. Подвеска была оснащена колёсами ГАЗ-12, причём передние колёса были управляемыми. Система тормозов была пневматической, также в тормозной системе использовался парашют. Сам двигатель ВК-1А использовался во многих самолётах, в числе которых был МиГ-17. По задумке, ГАЗ-СГЗ должен был развивать 500 км/ч, но планировалось увеличить цифру до 800 км/ч. Основной проблемой считалось то, что при такой скорости шины не выдержат напряжения и просто лопнут. Чтобы решить данную проблему в НИИ шинной промышленности был отправлен запрос по созданию высокоскоростных шин. Также решаемой проблемой была трасса, которая могла бы расположиться на озере Баскунчак.
Первые испытания и неудачи
Прототип удачно прошёл все предварительные испытания, показав свою надёжность и стабильность на 200 км/ч и больше. Осенью 54-го года было решено провести первый заезд на посадочной полосе Горьковского автомобильного корпуса. Из-за длины трассы было разрешено развивать скорость лишь в пределе 300 км/ч, но из-за невнимательного осмотра на полосе оказался посторонний предмет, который послужил причиной аварии. После этого машина была практически уничтожена, и проект начал постепенно загибаться. Сначала кадровые перестановки, после которых распалась большая часть группы, затем вообще отсутствие интереса к идее самого государства.
ГАЗ-СГЗ — транспорт, который опередил своё время. Данная разработка послужила прототипом многих других новшеств с реактивными двигателями. И даже если бы удалось воплотить эту идею в жизнь, то рекорд всё равно бы остался не официальным, так как регистрировать машины с таким типом тяги начали лишь в 64-ом году.
август 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.