Стрела Советского автопрома. ГАЗ-ТР Стрела

Стрела Советского автопрома

Апр 12 • На колёсах, Советские Вездеходы • 3097 Просмотров • Комментарии к записи Стрела Советского автопрома отключены

С мотором от истребителя
ГАЗ-ТР «Стрела» (или ГАЗ-СГ3) — это не просто автомобиль, это рекордная машина, на которой советские инженеры попытались установить рекорд скорости. Попытки сделать реактивный автомобиль предпринимались и до этого, но в 1950-е наши конструкторы еще не так слепо следовали мировым тенденциям или нанимали иностранных инженеров, напротив больше сами задавали темп, разрабатывали всевозможные новинки, творили! Конкретно в области применения реактивного двигателя на автомобильном шасси СССР на 10 лет опередил Запад, то есть не только «в области балета, мы впереди планеты всей».

ГАЗ-ТР или же «Стрела», — детище авиаконструктора Смолина, кстати далеко не первое — на тот момент известны как минимум две скоростных машины разработанные Смолиным А.А.: ГАЗ-СГ1 Победа-Спорт, ГАЗ-СГ2 ГАЗ-Торпедо. Внешне машина представляла собой бочкообразный фюзеляж, поставленный на автомобильные колёса с независимой подвеской и снабженный реактивным двигателем от МиГ-15. Кабина также сделана по самолётному типу. Испытывался рекордный аппарат также на взлётно-посадочной полосе. ТР значило «турбореактивный», от типа использованной силовой установки.

Подход Смолина к проектированию машин выражался в использовании оригинальных форм кузова, который, как правило, делался несущим, и авиационных материалов. В Европе и США к такому пришли на несколько лет позже. Однако для максимального раскрытия скоростного потенциала гоночного болида требовалась новая система торможения, специальная трасса и шины, способные выдержать огромную для сухопутного транспорта скорость, а равно и нагрузку.

В качестве тормоза использовали парашют, размещённый в хвостовой части фюзеляжа. Трассой для проведения испытаний выбрали взлётно-посадочную полосу в Горьком (Нижний Новгород). Не было только специальных покрышек, из-за чего пилоту-испытателю запретили разгоняться больше чем 300 км/ч.

Совершенная аэродинамика
Утром 14 ноября 1954 года состоялись испытания необычного транспортного средства. В момент разгона перед движущимся автомобилем оказался посторонний предмет, что привело к аварии. Пилота спасли ремни безопасности его посадочного кресла, а машину восстановить не удалось. Обломки «Стрелы» теперь являются выставочным экспонатом музея Горьковского автомобильного завода. Не смотря на идеальную аэродинамику, без установки небольших управляемых крыльев не обошлось — все таки Смолин был авиаконструктор, в современных машинах их функцию выполняет заднее анти-крыло.

Обратите внимание, такая машина не имела никакого смысла для народного хозяйства, и это понимали все, включая одобривших проект партийных чиновников. А для чего-же? Для продвижения науки и стимуляции творческой мысли Советских Инженеров-Конструкторов. И это в то время, когда страна еще не поднялась «с колен» после тяжелой и изнурительной войны — закончившейся Великой Победой Советского Народа!

Нынешним чиновникам не понять стремление коллег из прошлого столетия, а жаль…

апрель 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »