Для лучшего друга — Красной Армии
ГАЗ-61 – модельный ряд советских автомобилей повышенной проходимости. В разное время выпускалось множество модификаций машины для разнообразных целей, но все они базировались на трех вариантах кузова:
- седан с четырьмя дверями;
- пикап с двумя;
- четырехдверный фаэтон.
Разработка и выполнение первых прототипов автомобиля были связаны с необходимостью замены морально устаревших трехосных ГАЗ-21 (не Волга) и дополнением их серии четырехдверным пассажирским авто. Началось проектирование в начале 1938 года в конструкторском бюро под предводительством Петра Алексеевича Грачева. Выдающийся конструктор, несмотря на незаурядные успехи и способности, не смог получить разрешения на полномасштабное конструирование. Тем не менее, он смог прибегнуть к своему обширному кругу влиятельных знакомых, в числе которых оказался небезызвестный военачальник и партийный деятель – Климентий Ворошилов. Именно с его подачи разработка продолжилась и ГАЗ-61 перекочевал из чертежей в реальный мир. Испытания пришлись на 1939 год и оказались настолько успешными, что уже на следующий, 1940-й, увидела свет первая партия этих автомобилей.
Первоначально 61-й выпускался только в кузове седан и имел четыре двери. Удачное сочетание мощного двигателя и продуманной колесной базы позволили авто демонстрировать не только высокую проходимость, но и впечатляющую скорость на пересеченной местности. ГАЗ-61 изначально был автомобилем для командного состава – генералы любили этот автомобиль. Именно в нем погиб 38 летний Командующий 3-м Белорусским фронтом, Дважды Герой Советского Союза, Генерал Армии Иван Черняховский, но вины авто здесь нет – даже бронированная машина не смогла бы выдержать попадание большого осколка от снаряда.
На базе ГАЗ-61 комплектовались также боевые машины (в кузове пикап), которые отличались отличной маневренностью и высокой огневой мощью. На них устанавливались орудия калибра 57 миллиметров – такая связка отлично справлялась с танковыми соединениями противника, обладая сверхвысокой мобильностью. Командованию нравилась идея использования машин в этих целях, не говоря о средстве передвижения для самого командования – здесь альтернатив и вовсе не было. Но быстрое отступление советской армии и эвакуация промышленности на Урал создали нехватку комплектующих. Самые большие проблемы возникли с шестицилиндровыми двигателями – они оказались в дефиците. Общий тираж модели 61-417 (с орудиями) составил всего 40 штук, несмотря на удачный опыт использования, отличную динамику и неприхотливость в обслуживании.
Ремонтопригодность и выносливость машин была действительно высокой, если не сказать эталонной. Качество бензина и масла тогда не могло быть стабильным, но это не мешало большинству «шестьдесят первых» разъезжать по кое-где сохранившимся дорогам павшего Берлина.
В целом, сильно популярной модель не стала, хоть и была практически идеальным внедорожником в свое время. Наработки и решения, примененные и «обкатанные» на ней нашли применение в создании успешных серий послевоенных автомобилей ГАЗ-64, Москвич-410-411 и М-72.
январь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94