Иван-виллис ты Козел
Существует легенда, что мотивом для создания первого советского серийного внедорожника послужила публикация Automotive Industries — американского автомобильного журнала, которую прочитал Иван Петрович Тягунов на тот момент руководитель Главного технического управления Красной Армии. В ней рассказывалось о Bantam BRC—40 (На фото вверху, в прыжке с 57 мм орудием М-1) уже серийно выпускавшегося в США, что натолкнуло на мысль создать советский вариант похожего вездехода для нужд Красной Армии. Идея нашла поддержку наркома
тяжелого машиностроения Вячеслава Малышева, который дал указание не отступать от конструкции американской машины. Это привело к тому, что от BRC—40 советскому внедорожнику достались кузов малой ширины и колесная тележка в 1250 миллиметров. Техническое задание на инженерные работы было выдано в начале 1941 года Горьковскому автозаводу, и Научному автотракторному институту (НАТИ). В требованиях к внедорожнику значились грузоподъемность в 390—420 килограмм и потенциал между техническим обслуживанием до 5 000 километров.
Первым на испытания вышла разработка НАТИ под названием НАТИ—АР. Автомобиль имел удачную компоновку и плавный ход, однако оказался довольно сложным в производстве. На Горьковском автозаводе свой внедорожник разработали за очень короткие сроки, а именно за 51 день.
Он получил названием ГАЗ—64 и вышел на испытания в середине апреля 41 года. Они продлились до 27 апреля, и согласно результатам именно этот внедорожник пошел в производство. Через два месяца после нападения нацистской Германии, со стапелей завода сошли первые ГАЗ—64. К началу 1942 года удалось произвести более 600 автомобилей. Однако в ходе эксплуатации на передовой были выявлены существенные недостатки: узкая кабина, маленькая ширина колеи — из—за этого автомобиль переворачивался, малая надежность трансмиссии, возможно были и субъективные факторы такие как отступление Советской Армии. В 1942 предпочтение отдали производству бронерованной версии на основе шасси ГАЗ—64 под маркировкой БА—64. В следующем году производство внедорожника вообще свернули в пользу переработанного ГАЗ—67. Всего же успели произвести 672 автомобиля.
Особенностью конструкции ГАЗ—64 являлось то, что в нем использовалось уже множество освоенных в производстве узлов и агрегатов от других горьковских автомобилей. Также на внедорожнике отсутствовал промежуточный карданный вал. Из—за дефицита специальных шин для вездеходов приходилось ставить шины от легендарной «эмки», что на практике снизило проходимость. В кузове ГАЗ—64 помещались четыре бойца, а ещё двое могли разместиться на полках задних крыльев. Также в машине можно было перевозить стрелковое оружие и артиллерийские боеприпасы, например 45—мм. снаряды.
В армии ГАЗ—64 использовался как командирский автомобиль и легкий артиллерийский тягач, а солдаты прозвали внедорожник «козликом» и «Иван—виллисом». На данный момент в мире осталось немного уцелевших экземпляров ГАЗ—64 и иногда за них выдают переделанные ГАЗ—67Б. Внешне они отличаются между собой решеткой радиатора и четырехспицевым рулем.
сентябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Читайте другие интересные статьи о одноклассниках (нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)
ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОЛХОЗА ДО КОМАНДИРА КРАСНОЙ АРМИИ
ПЕРВЫЙ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ ДЖИП
ЛУАЗ-967 — ТРАНСПОРТЕР ПЕРЕДНЕГО КРАЯ
CITROËN MÉHARI: МЕЧТА ЛЮБОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРА
ЛУЦКИЙ ГЕОЛОГ
УАЗ-469. СОВЕТСКИЙ ВЕЗДЕХОД, ДОШЕДШИЙ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
УХТЫШ! … Э-Т-О УАЗ?
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« Первый, отечественный, гражданский Джип Американский первенец — Вилли »