Маленький Труженик Великой Победы. ГАЗ-67Б

Маленький Труженик Великой Победы

Май 16 • Вездеходы Фото, Военные, На колёсах, Советские Вездеходы, Спасательные Вездеходы • 3363 Просмотров • Комментарии к записи Маленький Труженик Великой Победы отключены

Это первый советский автомобиль выполненный по той же схеме, что и всемирно знаменитые джипы. До момента остановки производства этой модели в 1953 году выпущено свыше 90000 этих вездеходов. В армейских частях Газ 67 получил несколько забавных прозвищ: козлик, пигмей, иван-виллис — так называли предшественника ГАЗ-64 Виллис. Его применяли в качестве штабного автомобиля, тягача малой артиллерии и эвакуационного транспорта.

Советская армия получила универсальный автомобиль повышенной проходимости, на смену которому спустя годы пришел знаменитый ГАЗ-69, а в последствии уазик. А начиналось все в конце предвоенных тридцатых годов, когда в ведущих армиях мира специалисты пришли к выводу о необходимости оснащения подразделений легкими и максимально простыми машинами, способными передвигаться по сильно пересеченной местности с большой крутизной склонов и в условиях бездорожья. Быстрее всех смогли наладить массовое производство легких армейских вездеходов не задетые войной американцы.

Модель Ford GP (модернизированный WillysOverland Motors марки МА), дала название целому классу армейских машин – джипы от GP. К похожим техническим решениям независимо пришли и советские конструкторы автомобилей. В 1936 году на ГАЗе стали собирать первые образцы полноприводных «эмок» ГАЗ М1 с кузовом кабриолетного типа, увеличенным числом передач до 4 в коробке скоростей и карданными валами к переднему и заднему мосту.
Переделанная подобным образом эмка – ГАЗ-61-40 – продемонстрировавшая отличную проходимость в серию не пошла. Вместо нее на той же базе ограниченной серией (около 700 машин) выпустили ГАЗ-61, имевший закрытый кузов. Помимо перечисленных существовали также и версия с кузовом пикап ГАЗ-21 (не путать с 21-й Волгой) и полугусеничный ГАЗ-ВМ — однако оба остались прототипами и в серию не пошли.

В первые месяцы войны выпуск эмок был вынужденно прекращен, перестали изготавливать и кузова для этой машины. В апреле 1941 года на испытания представили ГАЗ-64 и НАТИ-АР, в испытаниях победила ГАЗовская модель, также на ее базе выпускался Броневик БА-64. С 1942 года на ГАЗе, используя наработки по ГАЗ-64 и с учетом выявленных недостатков, приступили к выпуску новых машин отдаленно напоминающую форму американских джипов. Модернизированная модель получила индекс ГАЗ-67.

Вездеход имел большой дорожный просвет, оптимальное распределение веса по осям, минимальные свесы кузова в передней и задней проекции, что благоприятным образом сказалось на ее проходимости. Небольшой вес и мощный двигатель придавали газику хорошую тяговооруженность и позволяли с приличной скоростью перевозить прицепы с грузом до 1 тонны. Эргономика военного автомобиля была крайне аскетичной.

Тугие педали водителя были изначально рассчитаны под солдатские сапоги. В небольшом кузове советского джипа, рассчитанном на экипаж из 4 человек, можно было перевозить две дополнительные канистры с бензином. Одну под ветровым стеклом, вторую – под водительским сиденьем. Бензиновый двигатель развивал отличную мощность на низких оборотах за счет высокой степени сжатия.

Для преодоления 100 километров ему хватало 15 литров самого низкосортного бензина с октановым числом менее 65. По грязи с полностью погруженными в колею колесами машина легко передвигалась даже без включения полного привод. Визитной карточкой машины стала четырехспицевая баранка с деревянным ободом.

К такому архаичному рулю на заводе перешли вынужденно после того как фабрика поставляющая карболитовые детали была сожжена во время бомбежки. Армейским водителям деревянный руль понравился — его можно было крутить без перчаток даже в самые сильные морозы. Настоящее признание пришло к газикам в послевоенные годы после «дембеля», тогда на гражданку отправились более 70% надежных и проверенных временем «Солдат Победы». Аскетичные внедорожники стали непременными спутниками целинников, геологов, сельских участковых и т.д.

На смену Победителю пришли новые ГАЗ-69 и построенные на их базе амфибии ГАЗ-о11.

май 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »