Гарфорд-Путиловец
На вооружении Русской армии появился большой броневик, который характеризовался пулеметно—пушечными возможностями — Гарфорд—Путиловец. Началом для его разработки стало развитие Первой мировой войны. Фирма Garford Motor Truck Co американских корней разрабатывала шасси для грузовиков, которые и стали основой для использования. На протяжении одного года производства, а именно с 1915 по 1916, завод выпустил 48 бронированных автомобилей этой марки. Именно они очень активно использовались при военных действиях в годы Гражданской и Первой мировой воин.
Такие машины очень быстро набирали популярность за счет боевых качеств и технических свойств. У них была достаточно мощная система бронирования и высокий класс вооружения. Среди своих такие машины называли «Гарфорды». Не смотря на столь малые разработки и сроки выпусков, такой транспорт занимал очень важное место на поле боевых действий и характеризовался большой выносливостью и практичностью. Эти отличия делали его уникальной машиной перед своими аналогами. Долгие сроки эксплуатации и неприхотливость в использовании давали возможность пользоваться броне—автомобилем очень долго и эффективно.
Как выпустили первый Гарфорд?
Учитывая тот факт, что на территории страны начинались военные действия, разработка различной бронированной техники стала развиваться активней и целеустремленней. Первая пулеметная рота укомплектовалась во второй половине 1914 года, и отправилась на место боевых действий с броневиками отечественного производства. Первенцем считался броневик огневой поддержки под названием HYPERLINK Маннесманн—Мулаг. Броне машина работала довольно—таки хорошо на фронте, однако она была далеко не идеальным оружием. ГВТУ (Главное Военно—Техническое Управление) приняло решение по разработке и формированию пулеметных взводов более современными броне—машинами.
В этом же году первым, кто предложил разработать и выпустить на конвейер бронированную машину тяжеловеса с пушечными и пулеметными возможностями на Путиловском заводе стал генерал—майор, начальник стрелковой школы офицеров Филатов Н.М. Он сам проектировал и разрабатывал идеи для фронта, с целью максимальной эффективности войск. Чтобы усилить мощь и стойкость армии такая машина должна была стать просто идеальным решением. Самой удачной считается его одна из первых работ по разработке бронемашин.
Бронированный вездеход с названием Гарфорд.
Основой для машины стал американский 5 тонный грузовик, разработанный фирмой Garford Motor Truck Co. Эта фирма была хорошо осведомлена обо всех новшествах и преимуществах аналогичной техники и занималась ее производством и выпуском. Максимальная скорость броневика составляла 35 километров в час. Вес самих только шасси без учета платформы грузовика и кабины был большим (3931 кг). Его высокая грузоподъемность и возможность оснащения толстой броней, артиллерийским вооружением очень быстро привлекла к себе внимание большого количества военных деятелей. Их доступность и наличие стало важным моментом для комплектации вооруженных сил и полноценной броне безопасности от врага.
Всего за год разработки и выпуска в 1915 году завод получил довольно большой заказ на изготовление 30 бронированных машин. Заявка была сделана в месяце январе, а уже в апреле, 16 числа, первый вооруженный «до зубов» (по тем временам) бронированный вездеход с наименованием Гарфорд—Путиловец поступил в пользование Запасной броне роты. Уже через 14 дней эта мощная машина отправилась на линию передовой Юго—Запада под контролем пятого авто—пулеметного взвода.
Производство и сдача броневиков.
Путиловский завод начал активно принимать заказы по изготовлению такой машины. Первым заказом было изготовление 30 грузовиков для ГВТУ, этот заказ осуществился за короткий срок и в конце сентября, а именно 29 число завод сдал последнюю машину. Морское ведомство в этом же году заказало для своего пользования 18 бронированных машин.
Вносились кое—какие изменения и модификации машины в 1916 г. Дополнительно установили более мощную броне защиту на пулеметные башни. В основу корпуса автомобиля легли специальные листы бронированной стали, которую выпускал Ижорский завод. Толщина такой стали составляла 6,5 миллиметров. Предварительно каждый лист индивидуально подвергался тестированию и обстрелам с винтовок русского и немецкого происхождения (7,62мм, и 7,92мм). Это давало неплохую гарантию безопасности с минимальным расстоянием выстрела. На раму шасси крепился каркас, а уже на него с помощью специальных заклепок металлические броне листы.
Корпус разделялся по своим свойствам и функциям на 3 основных части.
Управление броневиком осуществлялось с передней зоны транспортного средства. Для управления машиной расположено два места (над бензобаком и двигателем). Доступ к радиатору осуществлялся через распашные бронированные дверцы. В местах нахождения водителя и его помощника располагались специальные маленькие смотровые лючки, чтобы контролировать и наблюдать за ситуацией снаружи. Также такие люки находились на крышке отсека управления и дверях. Средняя часть автомобиля умещала в себе боевое отделение с пулеметами, 2 пулеметные башни располагались справа и слева позади кабины водителя. 76—мм пушка со спаренным пулеметом находилась в отдельной башне расположенную сзади корпуса.
Качественная сборка и материалы давали возможность использовать такое оружие на протяжении долгих лет. Проектные и конструкторские решения примененные на бронемашине были продуманны до мелочей, что позволяло максимально увеличить боевую живучесть. За такой бронированной машиной пехота смело шла в атаку. В случае поражения любой из башен или даже двух, машина продолжала вести бой, оказывала огневую поддержку пехоте и закрывала ее надежным бронированным корпусом.
июль 2015. Петрусевич Елена Игоревна для Новости 94