Довоенный Гелендваген
Mercedes Benz G4 или Praha AV
Отрасль машиностроения в разных странах нередко наступала на одни и те же грабли. Существовал ряд проблем, которые пришлось решать создателям автомобилей отдельно друг от друга. Учитывая интенсивность развития отрасли в двадцатом веке, они часто возникали у разных государств практически одновременно. К таковым относятся, к примеру, создание автомобилей Mercedes Benz G4 и ГАЗ-61. Первоначально оба автомобиля с повышенной проходимостью планировалось использовать для нужд армии в качестве автомобилей связи и буксировщиков для противотанковых орудий. Каждый из них успешно прошел испытания и заслужил огромное количество положительных рецензий от конструкторов и высшего военного руководства. Причина отказа от их массового производства также была одной и той же: дороговизна автомобилей не позволяла производить их серийно, да и потерять в бою такую машину было жалко, поэтому их переквалифицировали в машины для перемещения высшего командования. Шестиколесный «гелендваген» стал любимой машиной Гитлера для участия в парадах.
Mercedes G4, также выпускаемый в Чехословакии под именем Praha AV — шестиколесный автомобиль с двумя парами ведущих колес. Компания Mercedes некоторое время предоставляла информацию о том, что выпускались и полноприводные решения, но их точное количество установить не удалось (как и другие детали). В отличие от ГАЗ-61, его немецкий собрат не показывал высокой проходимости — всему виной была конфигурация колес. Крайне малая ширина покрышек приводила к казусным ситуациям, когда даже при небольшом слое грязи автомобиль уходил в нее и не мог выбраться. Масса авто оказалась слишком большой, хотя это с лихвой компенсировалось мощностью двигателя на дорогах общего пользования: скорость составляла более 60 километров в час.
Тираж автомобилей был небольшим: в Германии в период с 1937 по 1939 год изготовлены четыре десятка автомобилей. Из них передали в пользование вооруженным силам государства лишь четвертую часть — остальные машины находились в частном пользовании государственных деятелей. Чтобы стать пассажиром Mercedes Benz G4 или Praha AV, необходимо было занимать действительно высокий пост в руководстве: только первые лица и их почетные гости могли находиться в салоне. Приспособлена модель была к езде по общим дорогам: к примеру, кроме передних фар имелся и яркий задний прожектор на крыше, который ослеплял приближавшихся слишком близко автомобилистов.
Всего изготовили около сотни экземпляров машины, из которых на долю Mercedes G4 приходилось около половины. До нашего времени дожить удалось лишь пяти экземплярам: один из них находится в частной коллекции короля Испании (как подарок диктатору Франко от Гитлера), еще один — в Словакии, и три — в руках частного владельца в Калифорнии. В начале двадцать первого века последний выставил на продажу все три отреставрированные Mercedes G4 за 9 млн. долларов. О дальнейшей судьбе автомобилей ничего не известно, хотя одно ясно: они попали в руки тем, кто о них позаботиться — с годами их стоимость будет только возрастать.
январь 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94