ГАЗ созидатель
Горьковский (Нижегородский) флагман автомобилестроения – один из ведущих производителей автотранспорта, различного назначения, в РСФСР-СССР-Российской Федерации. Создание не только легковых седанов, но и внедорожников, грузовиков и агрегатов по заказу министерств: обороны, сельского хозяйства, промышленности, внутренних дел, безопасности и многих других.
История основания
Предприятие основано в 1932 году после договора с американскойавтокомпанией Форд. Идеей соглашения было оказание технической помощи советским инженерам, по наладке серийного выпуска легковых машин. Построен автозавод был в городе Горький, отсюда и название ГАЗ им. Молотова. Город носил имя поэта Советской эпохи Горький до 1990г.
После подписания договора Советский Союз получил сертификат на выпуск транспорта модельного ряда Форд. Символ советского автомобилестроения ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА. Довоенное производство характеризовалось попытками разработки самых разнообразных моделей и модификаций, путем переделки фордов, в том числе полноприводных и полугусеничных вездеходов. Таким образом, были созданы следующие марки авто:
ГАЗ-М1 и полугусеничный вездеход на его базе ГАЗ-ВМ (НАТИ).
Легковушка ГАЗ—61—40, с повышенной проходимостью созданной на замену ГАЗ—М—21 с колесной формулой 6х4. Практически, этот модельный ряд послужил основой для современных «паркетников». Конструктор В.А. Грачев выдвинул идею – про единственный в мире пассажирский «вездеход«, с повышенной комфортностью и проходимостью. Так и был рожден представитель этого вида «проходимцев».
Единственный, на то время комфортабельный внедорожник 61—73. «Железный конь» был следующим этапом в «семье». Учтены все недостатки предыдущих модификаций. Авто признали первым надежным и комфортным вездеходом для среднего класса. В годы Великой Отечественной «73» был очень популярен у высшего командного состава Красной Армии.
Командирский транспорт для военных целей ГАЗ—64. Вышел практически одновременно с американским аналогом. Преимуществами советского внедорожника были: устойчивость, повышенная проходимость и плавность ходя, что влияло на стрельбу из оружия во время движения.
Перед началом Великой Отечественно Войны, Красная Армия получила мощный полноприводный вездеход, способный возить грузы до пятисот килограмм или тянуть артиллерийские орудия.
Военная техника от концерна, во времена Великой Отечественной
Начальными попытками в строение тяжелого вооружения пришлись на танкостроение. Были разработаны малоизвестные модели плавающих танков: Т—38 и ТМ. Однако ограниченная боеспособность не позволила применять агрегаты в бою, а разработка тяжелой техники была свернута.
Последующее танкостроение на предприятии было организованно полностью по идеям конструкторского бюро №37, расположенного в Москве. В связи с малыми мощностями московского предприятия и подхода фашистской армии к городу, все производство было переведено в Горький.
Такой шаг привел к серийному выпуску танка Т—60 на горьковском предприятии, а затем его доработке местными конструкторами. Так под руководством Н.А. Астрова родилась следующая модификация – Т—70, которая стала второй по популярности в Красной Армии.
Война вносила свои коррективы в процессе развития компании, и она была полностью переведена на создание военной техники. Это привело к постройке ряда боевых машин, на основе уже имеющихся гражданских аналогов:
Бронеавтомобиль БА—64. Созданный на основе «шестьдесят четвертки». Транспорт оказался настолько удачным, что уже в следующем году был выпущен модернизированный броневик с расширенной колеей – БА—64Б.
ГАЗ—67. Следующим этап в производстве известной «шестьдесят четверки». Была повышена проходимость, усилен двигатель и проведены переделки подвески, что позволило увеличить максимальную скорость и плавность при езде.
Танк Т—70м. Поскольку Т—70 получили большую популярность, то не прекращались работы по устранению имеющихся дефектов. Исправление моторно—осевого механизма привело к созданию модифицированного варианта, который и прослужил до конца войны.
Легкий Т—80. На основе разработок был выпущен на свет Т—80, который имел двухместную башню и увеличенную скорость хода.
Самоходные артиллерийские установки. Этот вид артиллерии был разработан именно на ГАЗе. Получив серьезную популярность, благодаря своей огневой мощи и оперативности маневра, был наиболее востребованным типом техники. Первый вариант СУ—12 имел существенный недостаток в трансмиссии, что не позволяло полностью реализовать его возможности. Это привело к созданию другого поколения СУ—15, в котором был устранен этот дефект.
Популярные модели «легковушек» до 1945г
Поскольку компания была одним из родоначальников автомобилестроительных заводов в Советском Союзе, то завод получил серьезную поддержку государства. Наличие гениального конструктора В.А. Грачева, привело к разработке по—настоящему инновационных моделей:
ГАЗ—61. Идея такого транспорта послужила основой для производства модельного ряда всех известных вариантов и фирм пассажирских внедорожников, «кроссверов» и «паркетников». Сам агрегат был на то время совершенно новым и смелым шагом в автомобилестроении. И хотя машина имела множество недостатков, но идея была настолько удачной, что до сих пор применяется всеми известными концернами по всему миру.
ГАЗ—64. Военные автомобили должны иметь такие качества как: надежность, простота в ремонте и эксплуатации а также высокую проходимость. Это все было реализовано в модели и ее последующем варианте 67 (ГАЗ-67), который оставался основным армейским автомобилем в СССР еще десять лет после войны и был основой для всех известных «козликов».
Довоенная история насыщенна экспериментами и открытиями. Не обошлось и без неудач и не выхода в серию целого ряда моделей по различным причинам. Но недооценить важность предприятия и его гениальных конструкторов практически невозможно.
После войны завод произвел много новых и хороших машин и первую послевоенную машину знает весь мир — Победа! ГАЗ-20 (и ее полноприводная версия Победа 4х4), представительская Волга ГАЗ-21 и конечно же вездеходы ГАЗ-71 (ГТСМ), ГАЗ-47 (ГТС). А кто не знает легенду Советской армии Шишигу — ГАЗ-66? или автомобиль всех председателей всех колхозов страны ГАЗ-69?
Про Победу стоит отдельно сказать о великолепном кузове, помимо серийной полноприводной версии, кузов использовали для строительства аэросаней Север-2 (в основном для почтовой службы) и спортивных болидов Победа-Спорт принимавших участие и побеждавших в международных соревнованиях!
В 50 годах 20 века, века новых скоростей, инженеры автозавода разработали автомобиль с реактивным двигателем от 17-го МИГа — ГАЗ-СГЗ, к сожалению потерпевшего аварию при первых испытаниях.
В наше время предприятие динамично развивает производство вездеходов о чем свидетельствует большой модельный ряд как гражданских так и военных машин повышенной проходимости. Военный ГАЗ-3937 Водник, ГАЗ-3409 «БОБР», двухзвенные вездеходы ГАЗ-34039 «Ирбис», ГАЗ-3351, ГАЗ-3344.
сентябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Читайте другие интересные статьи о производителях вездеходов в рубрике «Производители вездеходов» (нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ СССР
ВЕЗДЕХОД АМФИБИЯ ЗИЛ ПКУ-1 НА ПНЕВМО-ГУСЕНИЦАХ
ЗИЛ-Э167 – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
ШАССИ ДЛЯ ЛУНЫ
СИНЯЯ ПТИЦА СПАСЕНИЯ
ВЕРМАХТ БЕЖАЛ ПОД ПЕСНЮ КАТЮШИ!
Похожие Записи
« Ямал! Я-земля, мал-конец (перевод с языка самоедской группы племен) Консервная банка с содержимым 110 кобыл »