Первый снегоход СССР
Мотонарты – традиционное название снегоходов в СССР, которое вошло в употребление едва ли не с момента появления этих решений на территории государства. Их преимущества стали очевидными еще во время изобретения Ж. Бомбардье – устройства отлично подходили для транспортировки небольших грузов, обслуживания подстанций в глубине снежных полей, а также для охоты. В Канаде, выходцем из которой и является изобретатель, его трудыпо достоинству оценили еще в первые годы существования одноименной компании. На данный момент Bombardier Inc. настолько разрослась, что уже явлется четвертым производителем самолетов (!) и одним из мировых лидеров в вагоно— и поездостроении. На данный момент она контролирует практически всю железнодорожную отрасль Северной Америки, не говоря о безоговорочном новаторстве и лидерстве на рынке снегоходов.
В СССР же разработка подобных решений началась сразу же, но по настоящему показала себя лишь в нескольких моделях. По количеству концептов и экспериментальных моделей, которые так и не сошли с конвейеров заводов, уже не существующее государство наверняка удерживает безоговорочный рекорд. Но некоторым моделям повезло больше. Одной из них стали мононарды (далее – снегоход) ГПИ—15. Он прошел все стадии производства – от чертежей и до серийного производства, и именно поэтому является столь уникальной машиной. Ведущими разработчиками модели были выдающиеся советские конструкторы: Иван Владимирович Вахрушин и Георгий Павлович Галкин. Им удалось создать действительно удачное решение, которое с лихвой оправдывало затраты и позволяло использовать его в самых разных задачах.
Первоначально снегоходы были необходимы государству для хозяйственного сектора. Многие линии электропередач пролегали через заснеженные районы РСФСР и нуждались в постоянном обслуживании из—за тяжести погодных условиях. При поломке специалистам приходилось преодолевать много километров с риском обморожения и травм. ГПИ—15 начали разрабатывать в 1962 году, а удачная компоновка и хорошо пройденные испытания позволили поставить первый экспериментальный образец уже к 1965 году. Характеристики впечатляли: отличная проходимость благодаря двум гусеницам, прочная рама и двигатель в 13 лошадиных сил при весе всего в 280 кг. Запас хода ГПИ—15 составлял не менее 1000 километров по заснеженному шоссе, а максимальная скорость по такой местности достигала 25 километров в час. На усыпанной твердыми осадками целине она немного снижалась – до 20 км/ч. В качестве силового агрегата был использован таковой от ИЖ—ГМ – экспериментального трехколесного мотоцикла, выпущенного в 1957. Его мощность позволяла перевозить до 50 кг груза, либо второго пассажира. Также транспортировать груз можно было и в специально созданном для этих целей прицепе – его масса могла достигать 200 кг, что почти равняется массе самого ГПИ—15. Несмотря на эти преимущества и удачно пройденные тесты, снегоход так и не выпустился большим тиражом из—за очень узкой сферы применения.
январь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94