ГТСМ или ГАЗ-71 — второе покаленее Советских военных вездеходов
март 2015. Гордон Станислав Семенович для Новости 94
ГТСМ расшифровывается как гусеничный транспортер снегоболотоход модернизированный. Разработан и выпущен на ГАЗе на базе ГТС, ГАЗ-47, который в своё время был лучшим для эксплуатации в областях со сложным ландшафтом и климатом. Вначале 70-х производство транспортёров этой модели начал Заволжский завод гусеничных тягачей.
ГАЗ-71 – это плавающий гусеничный вездеход, его основное назначение это перевозка и эвакуация людей, транспортировка грузов, буксировка прицепов весом до 2 тонн в труднодоступные зоны со сложными погодно-климатическими условиями. ГАЗ-71 активно используется в дальних северных районах и приспособлен работать и храниться без гаража в температурном диапазоне +40 С до –50 С.
Первое время гусеничный вездеход ГАЗ-71 использовался исключительно для военных задач, но зарекомендовав себя надёжным и высокопроходимым, начал эксплуатироваться в различных отраслях и направлениях. Гусеничный вездеход может использоваться по любым дорогам и бездорожью, в районах с сильнопересеченной местностью.
ГТСМ- плавающий снегоболотоход, что позволяет использовать его для преодоления водоёмов шириной до 1,5 км. При движении по воде скорость регулируется работой гусеничных лент, а лучшая маневренность достигается установкой на перед вездехода гидродинамических щитков. По причине массивного подводного борта, чтоб избежать кручения транспортёр может переплавляться только через тихие водоёмы, и для форсирования водной преграды требуется плавный переход грунта с уклоном не более 20 градусов.
Вездеход ГАЗ-71 очень габаритный, что создает впечатление неповоротливости, но это не соответствует действительности. Снегоболотоход развивает на ровной поверхности скорость до 50 км/ч и бойко входит в повороты, по заболоченной территории около 17 км/ч.
На гусеничные вездеходы ГАЗ-71 устанавливается восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-41 объёмом 4,2 литра и мощностью в 115 л.с. В моторный отсек монтируется общая система, которая отвечает за запуск двигателя, КПП, дополнительные передачи и сцепной механизм. Мотор оградили легкосъёмными пластинами из металла, что сделало возможным доступ к двигателю из кабины и с открытой платформы — значительно упростило обслуживание силового агрегата. Установлена четырехступенчатая механическая коробка передач, с «раздаткой» на две передачи. Имеет системы охлаждения и смазки двигателя, работа этих систем предохраняет от перегреваний и увеличивает ресурс.
Ходовая часть снегоболотохода также, как и в ГАЗ-47 независимая торсионная, но отличается от своего предшественника, тем, что оборудована двенадцатью опорными покрытыми резиной катками, по шесть с каждой стороны и двумя ведущими колёсами. И передние и задние катки имеют гидравлическую амортизацию. Задние катки выполняют функцию ленивцев. Гусеничные ленты ГТСМ состоят из мелких звеньев соединенных между собой пальцами из стали.
В зимнюю пору, чтоб защитить вездеход от обледенений на элементах ходовой части и забивания снега в систему осмотрительно будет прикрепить на машину снегоочистители. У ГТСМ кузов представлен открытой стальной платформой имеющей несколько дуг образующих каркас. При потребности на него крепится натяжной тент, что позволяет транспортировать людей в кузове. Вместительность платформы до 10 пассажиров. Для этих целей в нем предусмотрены раскладные сидения, система вентиляции и обогрева. Следует отменить, что система отопления слабовата и уже при -10 С находится в кузове очень холодно и неуютно.
Кабина в ГАЗ-71 из металла, с двумя дверями и рассчитана на двоих людей. По сравнению с ГАЗ-47 имеет более удобные сидения, обогреватель и люки вентиляции. Производитель также позаботился о шумоизоляции, термоизоляции и герметизации кабины болотохода.
Большим минусом является расход топлива у ГАЗ-71, он просто огромен у этой машины. При движении по бездорожью расход колеблется от 150-200 литров на 100 км. Предусмотрев это производитель укомплектовывает модель дополнительными баками для топлива. Их четыре, общим объёмом около 750 литров. Такого объёма горючего достаточно на преодоление расстояния в 400 км. Дополнительные топливные баки крепятся на платформу вездехода, в области крыльев. ГТСМ эксплуатируется и сейчас, хоть модель и перестала выпускаться ещё в 1985 году. Актуален в районах где «лёгкие» вездеходы бесполезны. Стоимость снегоболотохода напрямую связана с его техническим состоянием. Например, гусеничный вездеход с консервации в хорошем состоянии будет стоить от 700 000 до 1300000 рублей, а техника нуждающаяся в ремонте может стоить 200 000 — 700000 рублей. Найти детали и расходники на ГАЗ-71 не беда, на него подходят многие запчасти от некоторых более новых моделей.
Похожие Записи
« ГТ-С — ГАЗ 47. Первый Советский серийный гусеничный снегоболотоход Вездеход Mercedes-Benz G63 AMG 6X6 »