Гусеничный пловец — марафонец
Морская пехота и десант являются одними из наиболее важных элементов современной армии и уже давно обеспечивают существенное преимущество другим видам войск на земле, совершая вылазки к линии или даже за линию фронта. Для этого им необходимо обзавестись радикально превосходящими техническими средствами, в том числе и средствами передвижения. Для этих целей все чаще применяются судна на воздушной подушке, способные передвигаться по морю, спокойной воде и по гладкой суше. Наиболее значимыми минусами подобных устройств являются двигатели. Они приводят в действие огромные лопасти винтов нагнетателя и работают на крайне высоких оборотах. Сила трения к комплектующим таких агрегатов неумолима: они требуют дорогостоящего ухода, замены и высококлассного обслуживания. Ремонтопригодность таких решений также крайне низкая, а поломка при выполнении боевого задания чревата полным провалом. К тому же потребление топлива двигателями, работающими на высоких оборотах, просто огромно и заставляет конструкторов либо жертвовать аэродинамикой и маневренностью ради запаса хода, либо попросту рисковать.
Прототипов предлагалось много, но наиболее интересным и необычным стал UHAC (Ultra Heavy-Lift Amphibious Connector) — решение, которое использует подобие гусениц с гребными винтами вместо грунтозацепов. Не так давно, пару лет назад, прототип в масштабе 1/5 уже начал проходить полноценные испытания. В длину гусеничный вездеход-амфибия не превышает 14 метров при ширине 8, что ровно впять раз меньше полномасштабной модели, которую предлагается поставлять в американскую морскую пехоту. Большими преимуществом UHAC является довольно высокая маневренность и малое количество места при стоянке на воде. Нести она способна до 150 тонн груза (полноценная версия), что решениям на воздушной подушке попросту недоступно — их грузоподъемность ниже на порядок. На воде он способен преодолевать до четырех сотен километров, а также отлично чувствует себя на земле. Существенным минусом такого решения является крайне низкая скорость передвижения по твердой поверхности — не быстрее, чем среднестатистический человек сможет идти пешком. На воде судна на воздушной подушке также быстрее в два раза, что накладывает существенные ограничения на возможные сценарии использования UHAC.
Существенная проблема заключается и в низкой ремонтопригодности вездехода: оно, безусловно, имеет меньше шансов сломаться при выполнении задания, но в регулярном обслуживании отказать ему будет трудно. Стоимость ремонта и поддержки UHAC в работоспособном состоянии тоже выше на порядок. В итоге, несмотря на громкие заявления создателей, машина-амфибия является довольно узкоспециализированным приспособлением. Оно найдет свое место в морской пехоте и мирных отраслях деятельности человека, но в качестве замены устройствам на воздушной подушке они рассматриваться не могут ни при каких обстоятельствах.
июнь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94