Земной спасатель для космонавтов ПЭУ-1
Вездеход-амфибия для поисково-спасательных операций. В том числе для безопасного вывоза космонавтов из зоны приземления. Разработан на заводе ЗиЛ по личному указу генерального конструктора космических кораблей С.П. Королёва. Серийно производился в 1970-е годы.
Работать над столь необычным автомобилем инженеры начали в 1965 году, не так уж много времени спустя первого полёта человека в космос. Самолёты и вертолёты, задействованные в поисковых операциях, не могли работать в плохую погоду, поэтому и появилась эта «поисково-эвакуационная установка», ставшая одним из первых в мире вездеходов специального назначения. Необходимость в нём появилась после первой космической аварии: экипаж корабля «Восход-2» осуществлял посадку в режиме ручного управления из-за отказа автоматики, спускаемый аппарат упал в тайгу, недоступную для посадки вертолётов. В итоге спасатели добирались до космонавтов на лыжах, а обратно до вертолета 9 км пришлось пройти на лыжах и Владимиру Архиповичу Леонову и Павлу Ивановичу Беляеву. Королев был вне себя от беспомощности спасательной службы. Итог: к работам по созданию спасательного вездехода подключили все имеющиеся в стране КБ и с марта 1965 всего за полтора года создали необходимое оборудование используя инженерные разработки экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167.
В 1967 году ПЭУ-1 прошёл государственные испытания. Среди прочих машин этот вездеход обладает совершенно оригинальной компоновкой, основа которой – герметичный кузов. В целом это передвижной модуль из трёх компонентов: трехосного шасси с полным приводом, комплекса навигации и подъёмного механизма. В качестве силового агрегата использовали V8 ЗИЛ-375Я, а в трансмиссии установили планетарную автоматическую коробку передач от ЗИЛ-Э167.
Корпус машины выполнялся из стеклопластика и позволял ей плавать. Для придания ему обтекаемости носовой части придали криволинейную форму. Причём по воде вездеход передвигался не только за счёт специальных движителей, но и при помощи своих же колёс. ПЭУ преодолевала полное бездорожье на суше и полуметровые волны на воде.
С увеличением количества космических экипажей возникла необходимость в вездеходе с просторным салоном, в результате которой появился пассажирский вариант с индексом ПЭУ-1М, вмещавшую восемь человек помимо экипажа. Пассажирская кабина была изолирована от остальной части эвакуатора и снабжена шумо- и теплоизоляцией. Последней версией вездехода стала ПЭУ-1Б, разработанная для вывоза спускаемых аппаратов нового типа.
Разрабатывался также вариант ПЭУ-2, с более высокой проходимостью, но из-за своих размеров, не допускавших транспортирование по воздуху, машину не приняли на вооружение. Впоследствии эти разработки легли в основу комплекса спасения космонавтов «Синяя птица».
В ходе эксплуатации амфибии выяснился ряд недостатков. Во-первых, система снижения давления в шинах работала недостаточно быстро, что влияло на скорость и проходимость. Если давление не соответствовало дорожным условиям, машина могла застрять. Недостаток был решён установкой специальных клапанов.
сентябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« Эрзац-танк, броневик, шушпанцер — малый трактор РККА СУ-14, попытка не пытка… »