ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых
В начале 1960-х гг. инженерами Завода им. Лихачева был разработан гигантский вездеход на колёсной базе, предназначенный для жёсткого бездорожья в плохом климате. За основу взяли шасси типа 135Л, укрепив его раму. Время создания не случайно – именно тогда актуально было освоение северных территорий Сибири. Решение о разработке приняли в последние два месяца 1961 г., и сроки поставили довольно жёсткие – до начала 1963 г. Вроде бы ничего, если учесть, что создание новой модели тогда было уже отработано, но вмешался его величество случай. Заявка потерялась среди других текущих бумаг и только в октябре 1962 г., после запроса о ходе разработки, была отыскана.
Нехватка времени привела к тому, что конструкторы использовали ранее проверенные решения (клиренс от восьмидесяти сантиметров, колёса высотой минимум в 1,7 м, формула шесть на шесть, гладкость днища как средство против бульдозерного эффекта и т.д.). Также, естественно, применялись блоки и детали, ранее использовавшиеся на других моделях. Даже опытный образец подготовили без полного набора техдокументации, он сводился, по сути, к ходовому макету.
Особенностью гидромеханической схемы вездехода было то, что она могла переключать передачи, не останавливая силовой поток, то есть обеспечивалась плавность трогания с места. Это позволяло избежать сноса верхних грунтовых слоёв и последующего пробуксовывания. Подача энергии от двигателя на левые и правые колёса шла отдельно. Их сделали стеклопластиковыми. Охлаждение всех двигателей было жидкостным автономным с замкнутой принудительной циркуляцией. Давление в шинах регулируется централизованно, бортовое электропитание сделали в стандартном автомобильном напряжении двенадцать вольт.
В январе 1963 г. вездеход подвергся более чем семисоткилометровому пробегу по дорогам, плюс без малого две сотни километров проехал по снегу. Вскоре ему довелось отправиться в Пермь, и на участках снежной целины средняя скорость превышала десять километров в час. Результаты совместных испытаний показали: новый колёсный агрегат способен ехать по глубоким снегам наравне с лучшими гусеничниками, аналогично обстояли дела и при подъёме на мокрые, заросшие травой крутые глиняные холмы. Комфортабельность машины также оказалась лучшей, а вот ширина и колея были слишком велики для большинства мостов и даже дорог. Смена руководства ЗИЛ привела к тому, что проекты по развитию спецтехники, в том числе и данная разработка, были свёрнуты.
Но это продлилось не долго. Вскоре, после неудачного приземления «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Владимиром Леоновым (совершившим первый выход человека в открытый космос), Сергей Королёв потребовал создать специальную машину, а при необходимости несколько для проведения спасательных операций. В самые сжатые сроки на базе ЗИЛ Э167 была создана Поисково-Эвакуационная Установка (ПЭУ-1) для спасения Советских космонавтов.
июнь 2015. Хренова Екатерина Николаевна для Новости 94
Читайте пожалуйста интересные статьи по этой теме:
Грузовые автомобили СССР
АВТОМОБИЛИ КАМАЗ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ФАКТЫ И МНОГО ДРУГОЕ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ СЕМЕЙСТВА МУСТАНГ. МОДЕЛИ 6350/63501/6450
РУСЛАН И КАМАЗ
Похожие Записи
« Грузовые автомобили СССР Ярославский автомобильный завод и его прошлое »