ЗИЛ-130: страницы истории
Не уступая иностранным образцам
Первые упоминания о грузовике ЗИЛ-130 относятся к 1956 году. История этого грузовика это, пожалуй, самая значимая страница истории советской автомобильной промышленности. Выпуск машины продолжался 30 лет, а число сошедших с конвейера машин с трудом поддаётся подсчёту. ЗИЛ-130 можно назвать эталоном средне тоннажного грузовика.
Опытный образец 1956 года перевозил не больше 4 тонн груза. Варианты силовых агрегатов перебирались ещё два года, в результате их сменил восьми цилиндровый мотор, впоследствии ставший классическим. Окончательная компоновка грузовика утверждалась на Ярославском шинном заводе, там же были выверены детали сборочного процесса. Да-да именно на шинном, туда была поставлена первая партия предсерийных машин для окончательного тестирования.
В 1963 году новая модель получила международное признание и диплом лауреата выставки грузовых автомобилей в Лейпциге. В массовое производство машина пошла осенью 1964 года. С той поры завод стал работать по новой производственной программе, каждый день выдавая по несколько сотен автомобилей.
ЗИЛ-130 прошёл многоэтапные испытания и доводку всех узлов, особенно мотора и трансмиссии. Линия руководства завода была в максимальном заимствовании у зарубежных образцов, но конструкторскому коллективу удалось сделать грузовик, не похожий на мировые аналоги и не уступающий им в надёжности.
Превращения ЗИЛ-130
Грузовик имел успех не только на внутренним рынке, его можно было смело выдвигать на экспорт. Некоторые варианты, поставляемые за рубеж, оснащались дизельным силовым агрегатом. ЗИЛ-130 имел множество модификаций, включая вариант для Крайнего Севера (130С) и ЗИЛ-138А с газобаллонным двигателем.
В 1967 году Тюменское КБ «Газстроймашина» использовало «Сто тридцатый как» основного донора для строительства гусеничного снегоболотохода Витязь В-1, ключевой особенностью снего-болотохода являлось низкое давление на грунт — всего 130 грамм на 1 квадратный сантиметр.
Первую модернизацию ЗИЛ-130 прошёл в 1977 году и в результате неё грузоподъёмность машины выросла на тонну. Кроме того, грузовик мог тянуть прицеп массой не более 8 тонн. Модернизированный вариант также имел иную форму радиаторной решётки и носил обозначение ЗИЛ-130-76. Также машину переделывали в 1980 и 1986 годах. С годами ЗИЛ-130 уже не мог сравниться с более современными образцами колёсной техники, поэтому в конце 80-х его выпуск прекращён, а модель заменена на ЗИЛ – 4331. Официально последний «сто тридцатый» покинул конвейер в 1994 году. В наше время база от ЗИЛ-130 используется в вездеходе АМУР-53131.
ЗиЛ-130 стал первым грузовым автомобилем марки ЗИЛ, который изначально нацеливался на мирное применение. До него даже окраска выпускаемых машин была в защитных цветах.
ЗиЛ-130 не был полностью заимствованным изобретением, как например ГАЗ-АА. И в скоростных ресурсных испытаниях на Колыме он превзошёл своих заокеанских собратьев Ford и GMC в разы. Некоторые опытные прототипы побывали даже на Памире. Даже заглохнув, один из них дошёл до финиша оставшиеся 14 километров на первой пониженной передаче. То есть ресурс конструкции изначально был очень высок.
Достоинства грузовика: «сто тридцатый» это надёжная машина с запасом прочности на все случаи жизни, у которого есть просторная, хоть и до ужаса простая кабина, панорамное лобовое стекло (сейчас это уже не ново, но по тем временам было здорово) и ещё в нём не так тепло зимой без дополнительного отопителя. КАМАЗ, конечно же, комфортнее. В серьёзные недостатки можно записать разве что проходимость: порожний грузовик с разгруженной задней осью может легко застрять в грязи, если не наберёт достаточную скорость. Опытные водители советуют перед сложными участками максимально разгоняться или развернутся задом, если уж пришлось ехать с пустым кузовом. А ещё учитывать то, что широкий капот мешает обзору шофёра.
февраль 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94