Многогранный ВОИН
Уже после Великой Отечественной войны стало понятно, что грузовик ЗИС-151 скоро станет морально устаревшим, а множество переданных по ленд-лизу «Студебекеров» заменить тоже будет нечем.
Советское руководство понимало всю важность решения этой задачи и направило на завод ЗИЛ распоряжение: разработать качественно новый армейский грузовик в течение нескольких лет.
Разработка
При разработке, многие решения взяли у стареющего ЗИСа – компоновку, кабину и кузов оставили без изменений. Применили ту же систему с пятью карданными валами (1-й от двигателя к раздатке, 2-й к переднему мосту, 3-й к среднему мосту, 4-й через промежуточную муфту на 5-й и к заднему мосту), доказавшую вездеходные качества на деле (напомним читателю, на базе ЗИС-151 создан БТР 152 и сегодня стоящий в строю).
Немного доработанная в новой машине, система карданов показывала отличную надежность. Установили на авто компрессор (на тот момент первая машина в стране оборудованная централизованной подкачкой колес), который позволял передвигаться даже при небольшом проколе шины. Кроме того, использование такой системы позволяло дистанционно сбрасывать давление до 0.7 атм для преодоления сложных участков, единственным минусом при уменьшении давления, стал большой износ шин – но в условиях боевых действий (машина проектировалась в первую очередь для Вооруженных Сил) думать об износе покрышек никто и не собирался, а вот о высокой проходимости думали все, и военные и инженеры. Великолепную проходимость которой позавидуют многие современные вездеходы Вы видите на видео вверху.
Эти и другие новшества вобрал в себя ЗИЛ-157 – один из наиболее массовых грузовиков советской эпохи, за 33 года выпуска (1958-1991) почти 800 000 экземпляров (это только Советского производства) сошло со стапелей ЗИЛа и Уральского автомоторного завода (с 1978 военный вездеход производился только там). Столь долгий период производства объясняется большой народной симпатией к «Захару», заслужившего всеобщую (в Армии и Народном хозяйстве) любовь своим удобством, надежностью и неприхотливостью. Следует подчеркнуть, с 1966 года началось производство приемника ЗИЛ-131 (тоже многоцелевого грузового автомобиля) и в течении 25 лет машины отлично дополняли друг друга.
Назначение
С гражданским использованием машины в принципе все ясно – колхозы-совхозы, крупные промышленные предприятия и автобазы. А что с военным (основным) назначением машины? Армия получила великолепную многозадачную машину настолько широкого применения, что описать ее возможности в одной статье просто невозможно, но все же основные варианты применения мы перечислим.
Пехотный взвод в полной экипировке, рассаживался в кузове в четыре ряда.
150-мм орудие с расчетом и полным боекомплектом
Ударная ракета с пусковым комплексом на полуприцепе
Реактивные минометы
Радиолокационный пункт
Штабная машина
Передвижной госпиталь
Аэродромный топливо заправщик
Пожарная машина
Многочисленное количество инженерных агрегатов
Железнодорожный снегоуборщик
И даже передвижной банно-прачечный комбинат…
Грузоподъемность вездехода значительно снижена: теперь автомобиль мог перевозить не более пяти тонн по дороге и двух с половиной – по пересеченной местности, зато проходимость, скорость и маневренность значительно выросли, погрузка стала удобнее за счет откидных бортов (все три стороны можно открыть и получить полноценную платформу).
Шины для грузовика разрабатывались «с нуля» – гарантированный пробег по любой поверхности при нормальной эксплуатации (давлении 2.9 атм) составлял не менее 10 тысяч километров – что и по нашим временам на такой машине немало.
Мы рассмотрели базовую модель «Крокодила» (второе массовое народное прозвище), однако снегоболотоход выпускался в различных модификациях, седельный тягач маркировался буквами В, КВ и КДВ (в разные годы производства), ЗИЛ-157Ю – означал тропический вариант с увеличенным радиатором (для республик средний азии, Кубы и дружественных африканских стран), ЗИЛ-157Е – оборудовался двумя бензобаками и предназначался для воинских частей расположенных в отдалённых уголках нашей родины, существовал и специальный экспортный вариант с маркировкой «Э» — поставлялся для гражданских целей во Вьетнам и страны Варшавского договора.
Лицензия на производство ЗИЛ-157 продана в Китай где производился на протяжении многих лет компанией FAW под названием Jiefang CA-30 и заслужил популярность во всех родах войск Народной Освободительной армии.
март 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Тактико-технические характеристики ЗИЛ-157 |
|
грузоподъемность по шоссе, кг |
5000 |
грузоподъемность по грунту, кг | 3000 |
масса буксируемого прицепа, кг | 5000 |
полная масса, кг | 10200 |
снаряженная масса, кг | 5050 |
габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 6684 х 2315 х 2360 |
размеры платформы (ДхШхВ), мм | 3600 х 2322 х 346+570 |
погрузочная высота, мм | 1388 |
колесная база, мм | 4225 |
база задней тележки, мм | 1120 |
дорожный просвет, мм | 310 |
колея передних/ задних колес, мм | 1755/ 1750 |
наружный радиус поворота, м | 12 |
максимальная скорость, км/ч | 65 |
расход топлива, л/100 км | 38,5 |
объем топливного бака, л | 150 + 65 |
запас хода, км | 560 |
преодолеваемый брод, м | 0,8 |
преодолеваемый подъем, град. | 28 |
двигатель: | карбюраторный, рядный, нижнеклапанный |
цилиндров/тактов | 6/4 |
диаметр цилиндра, мм | 100,0 |
ход поршня, мм | 114,3 |
рабочий объем, л | 5,38 |
степень сжатия | 6,5 |
порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
мощность двигателя, л.с. (кВт) | 110 (80,9) при 2800 об/мин |
крутящий момент, кГс*м (Нм) | 35,0 (343,2) при 1100-1400 об/мин |
охлаждение | вода |
трансмиссия | |
сцепление | ЗИЛ-130, однодисковое, сухое |
коробка передач | ЗИЛ-130, механическая; 5-ступенчатаяI- 7,44; II- 4,10; III- 2,29; IV- 1,47; V- 1,00; задний ход — 7,09 |
раздаточная коробка | 2-ступенчатая (1,16:1 и 2,27:1) с муфтой включения переднего моста |
главная передача | одинарная, пара конических шестерен со спиральными зубьями (6,67:1) |
привод задних мостов | раздельный, параллельный |
размер шин/ модель | 12,00-18″ (320-457)/ К-78 |
Похожие Записи
« Снегомакс! Когда максимум снега ВГД Stalker Track гусеничный движитель вместо колёс — критика »