Выражение Советской идеологии — ЗИМ 4х4
ГАЗ-12, он же ЗИМ – первый советский седан представительского класса, «родственник» ГАЗ М20 «Победа» и знаменитой «Чайки». На этом почти что лимузине разъезжали партийные чиновники. Порой борьба за обладание личным авто доходила до полного абсурда и подвергалась общественному порицанию.
Исключительная особенность машины – несущий кузов, который обычно применялся на вездеходах, а не люксовых четырёхдверниках. На это решение конструкторов подтолкнуло совпадение ряда условий: отсутствие готовой рамы нужной конфигурации, необходимость установки мощного двигателя и сам факт того, что система с несущим кузовом является большим шагом вперёд.
ЗиМ отличался от «Победы» и «Москвича» в первую очередь более высокой крышей. В целом же около половины деталей двигателя и трансмиссии были позаимствованы у уже выпускавшихся ранее автомобилей. Основная версия кузова — представительский седан, но за время производства также выпущены: кабриолет, пикап и даже несколько бронированных вариантов кузова.
Мотор ГАЗ-11 инженерам Горьковского автозавода в то время Завода имени Молотова удалось форсировать относительно просто, путём расширения каналов впускной системы и установки двойного карбюратора.
Модернизированная коробка передач в дальнейшем поступила и на «Победы».
Одним из достижений конструкторов ЗиМа стала гипоидная конструкция заднего моста и главной передачи, в результатче чего в машине оказался идеально ровный пол без центрального тоннеля и значительно снизился шум от работы агрегатов трансмиссии не смотря на полный привод.
Особенностью автомобиля было и то, что крутящий момент коленчатого вала передавался на сцепление не через маховик, а через специальную гидромуфту, в результате чего можно было смело трогаться с места даже не на первой, а на второй передаче, не рискуя погубить мотор. Гидромуфта была сделана как нечто вроде маслонаполненного картера с двумя роторами. Эффективность этой конструкции приближалась к таковой у гидротрансформатора (устанавливаемого на современных машинах 21 века), при этом она не требовала сложного ухода и обладала гораздо большим эксплуатационным ресурсом.
Были, конечно, и недостатки. Например, чтобы удержать автомобиль на склоне, нужно было задействовать стояночный тормоз.
Передняя подвеска была многорычажной независимой, сзади устанавливались листовые рессоры вкупе с амортизаторами двойного действия. Рулевое управление не снабжалось усилителем, но при этом было достаточно лёгким и точным. К этому добавляется ещё один недостаток – плохая обзорность через заднее окно. Спереди ещё можно как-то ориентирваться по выступающему капоту. Зато разные дорожные загогулины подвеска просто «глотает», а в повороты машина входит резво, лишь с небольшим креном. Очень оригинально открывался капот, он поднимался с левой и правой стороны и опирался на подставку около лобового стекла или вообще снимался для удобства ремонта.
Однако, машина большая, а места водителю внутри отведено не так уж и много, словно он лишь часть интерьера. То ли дело пассажиры. В общем, все удобства – избранникам народа. Им и электроприкуриватель, и подогрев воздуха, и простор — расстояние между передним и задним диванами 1,5 метра, в служебных машинах размещали дополнительный ряд сидений — откидных из под спинки переднего дивана. Простые граждане тоже могли «прокатиться» на ГАЗ-12, например до больницы, да-да машина использовалась как карета скорой помощи и в этом амплуа являлась очень популярным транспортом. Также автомобиль использовался как такси а в некоторых случаях как маршрутное такси, но только в крупных городах и количество машин в таксопарках было очень маленьким, как правило такие такси стояли у гостиниц принимавших иностранные делегации или немногочисленных туристов.
Ну и конечно многого стоит дизайн, который ставит ЗиМ на две головы выше «Победы», а по количеству хромированных частей кузова даёт фору многим «американцам». ЗиМ вполне можно назвать произведением автомобильного искусства наравне с «Кадиллаками» и «Роллс-Ройсами» тех лет.
октябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.