ЗИС-Э134, колёса против гусениц
Многоцелевой вездеход-прототип с колёсной формулой 8×8. Характеризуется рядом технических находок, не встречавшихся в других похожих грузовиках. Например, из четырёх осей две были управляемыми, а расстояние между задними составляло 1500 миллиметров. Тормоза приводились в действие сжатым воздухом, который подавал компрессор, что также ранее не применялось. Для постройки «макета-прототипа №1» использовались агрегаты серийных советских машин, выпускавшихся в 1956 году. Рама грузовика закреплялась на полуэллиптических рессорах. Мосты взяли от бронетранспортёра ЗИС-152В. Вращающий момент на колёса от мотора передавался через гидротрансформаторную трансмиссию, благодаря чему в момент старта колёса экспериментальной машины получали в 4 раза больше энергии, чем на грузовике без гидротрансформатора. Также впервые были применены дифференциалы с самоблокировкой. Таким образом были заложены основы тех систем, которые широко применяются на современных внедорожниках.
Силовой агрегат ЗИС-Э134 являлся глубокой модернизацией серийного мотора ЗИС-120 и отличался от него переделанным блоком цилиндров и механизмом газораспределения. Гидротрасформатор находился прямо позади двигателя и имел электропневматическое управление. Его наличие исключало перегрузку силового агрегата в верхнем диапазоне оборотов и не требовало частого переключения ступеней. Это делало трансмиссию гораздо более долговечной.
Кроме того, на опытном образце применялась система регулировки давления воздуха в шинах.
Первый пробег вездеход совершил по шоссе Москва-Минск. Испытания показали, что подвеска в данной машине принимала минимум колебаний от неровностей, потому что в основном они гасились шинами. Однако ненагруженный автомобиль был подвержен раскачиванию, что произошло из-за дефектов рулевого управления. После изменения рулевых тяг опасный эффект исчез.
Открылись и другие недостатки: раскачивание при переезде препятствий, затруднение поворота управляемых колёс на холостом ходу из-за несовершенства конструкции мостов и гидроусилителя руля. Также при прохождении полосы препятствий наблюдались резкие переключения гидротрансформатора, вызывавшие пробуксовку. Тем не менее, машина показала высокую проходимость на заболоченных участках, однако, не смогла преодолеть болото на высокой скорости сходу. Также вездеход оказался не способен преодолеть склон крутизной 45 градусов. Относительно успешными признаны испытания на снежной целине, — грузовик застревал при скоплении снега между ведущими мостами.
ЗИС-Э134 по сравнению со своими современниками ЗИС-152В, ЗИС-157, ГАЗ-47 оказался хуже в проходимости, но перед гусеничными машинами того периода во многом был лучше. Данные испытаний автомобиля послужили основой развития концепции шасси 8×8.
сентябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« -Алё! Ты где? «Я Дома, на гусеницах!» Символ Советской Армии: Урал-375Д, хорош всем, кроме «обжорства» »