Шести литровый родстер Советов
Лимузины и представительский класс – разряд авто, которые неизменно занимают свою рыночную нишу уже более столетия. Они обеспечивают повышенный комфорт передвижения, высокое удобство, а также подтверждают статус пассажира как важной персоны. Использование представительского класса оправдано в тех случаях, когда необходимо путешествовать с комфортом, и при этом производить впечатление респектабельного гражданина. Именно так и задумывались премиальные машины на родине, в США, и именно такими они перекочевали в СССР.
TrackNGo — страшная сила
Первым подобным автомобилем стал Л-1, сделанный в Ленинграде. Машина полна интересных конструкторских решений, но по части проработки оказалась ужасной: десятки испытаний провалились, узлы и агрегаты приходилось постоянно дорабатывать, а общий тираж составил всего шесть экземпляров. Затем заводу (Кировскому) и вовсе поставили цель производить танки, а освоить создание столь сложной техники доверили конструкторам Московского завода ЗИС. Именно они и создали ЗИС-101: действительно интересный, хотя и далеко не идеальный автомобиль представительского класса. Ходовая часть и трансмиссия надежные, двигатель – весьма мощный, а внешний вид имел свою “изюминку”. С другой стороны, изящества того же западного “Бьюика” ЗИСу-101 не хватало, а в плане комфорта от поездки машина не сильно превосходила стандартные автомобили. У инженеров не было выбора: либо сделать подвеску жесткой и надежной, либо мягкой и постоянно преподносящей сюрпризы. Стоит напомнить, что качественных дорог в СССР на тот момент не было как таковых.
Реактивный ГАЗ
Но группа молодых инженеров пошла еще дальше и, вдохновившись чертежами американских авто, создала первый советский родстер – ЗИС-Спорт (так модель именуется в чертежах) или ЗИС-101А- Спорт. Модернизации машина подверглась как внешне, так и внутренне. Из трех специалистов Пульманов Н.В. целиком и полностью отдал свои силы для того, чтобы форсировать двигатель. Восьми цилиндровый, шести литровый двигатель мощностью 141 силу, разгонял социалистический родстер более 160 км/ч. Кременецкий спроектировал задний мост, сделав его еще более жестким – для этих целей столь мягкая подвеска уже была не нужна.
«Москвич- 410-411» первые в мире вездеходы лёгкого класса
Обтекатели тоже изготавливались вручную и выполнены довольно качественно. В целом, дизайн автомобиля от Анатолия Пухалина, надо признать неплохим для СССР, за счет отсутствия явных конкурентов и мании инженеров копировать оригинальный “Бьюик”, но был ничем иным, как переосмыслением идей американских дизайнеров на социалистический взгляд.
Первый, отечественный, гражданский Джип
Упора на запас хода или надежность также не делали – автомобиль изначально планировался в качестве “подарка” Родине на годовщину создания Комсомола. Цель он имел скорее идеологическую, выставочную и показательную – в реальных условиях ЗИС-Спорт не использовался никогда. Но несомненным плюсом и большим шагом в отечественном автомобилестроении можно назвать использование гипоидных передач, что для автопрома СССР было новинкой. После визита на всевозможные парады, праздники и мероприятия автомобиль занял почетное место в музее завода, где и был утрачен во время Великой Отечественной Войны. Реставрационные мастерские «Молотов-гараж» в 2012 году, используя оригинальные чертежи из архива завода ЗИЛ воссоздали реплику ЗИС-101А «Спорт».
август 2016. Евгений Агеев для Новости 94