Не полноценный, Послевоенный
ЗИС-151 – одна из классических Советских моделей грузовых автомобилей. Машину Завода им. Сталина (Лихачева) отличали довольно высокая надежность, крайне простой технологический процесс производства и превосходная проходимость на ровне с полугусеничными вездеходами. Оценить значимость модели довольно просто: ее выпускали на протяжении полутора десятилетий, пока ей на смену пришел не менее легендарный в своем роде ЗИЛ-157. За это время было произведено полторы сотни тысяч автомобилей в базовой модификации, не говоря об уйме разно целевых решений для военных задач (как тот же БТР-152).
Разработка многоцелевого грузового автомобиля с повышенной проходимостью началась еще в конце 30-х годов, но после начала Великой Отечественной войны все работы в этом направлении были свернуты. Спустя год после Великой Победы Советского Народа над фашизмом, промышленность снова начала работать как на военных, так и на гражданских заказчиков. Уже в 1946 году была выпущена первая мини-партия тестовых образцов ЗИЛ-151 для внутренних испытаний. Разрабатывались и сравнивались между собой разные версии авто: с односкатными и двухскатными задними колесами. Спустя год доведенные до полностью работоспособного состояния автомобили ЗИЛ-151 смогли обойти по всем параметрам их американские аналоги.
Особенно большим было преимущество в проходимости – это и стало основным преимуществом модели. Небольшим недостатком стали пробуксовки на заболоченной местности при посадке в жижу глубже колесных мостов (представьте сколь высокие требования предъявлялись к будущим вездеходам). Стоит отметить, что в тех мероприятиях принимали участие модели 151-1 с односкатными колесами – они имели значительно меньшее сцепление с покрытием, но демонстрировали лучшую динамику и более скромные запросы на расход топлива.
После этого военные все же решили: выпускать будут только вариации с двухскатными колесами. Именно они увидели свет летом 1948 года. Тогда же параллельно начались разработки БТР-152 – одной из популярных боевых машин того времени, стоявшей на вооружении не только у СССР, но и у всех стран ОВД, а также Китайской Народной Республики. На основании этого же грузовика создавались популярные системы залпового реактивного огня типа «Катюша».
Кабина автомобиля практически во всех случаях выполнялась из дерева, а ее основа была металлической.
Несмотря на ряд преимуществ, модель все же уступала в проходимости автомобилю ГАЗ-63 – именно они нередко помогали вытаскивать из глубокого снега ЗИСы. Для двухскатной конструкции, которая была выбрана военными, автомобилю катастрофически не хватало мощности двигателя – динамика у них была очень невыразительной. Также для своих нескромных габаритов, ЗИС-151 и его модификации имели колеса слишком маленького размера, что часто приводило к снижению проходимости. В народе подобные автомобили называли «утюгами» – помощь других грузовиков для преодоления препятствий им нередко была очень нужна.
январь 2015. Евгений Агеев для Новости 94