42-й Советский тягач
ЗиС-42 грузовик на полугусеничной основе, который создавался как вездеходный гусеничный тягач. Он является приемником ЗиС 22. Все предшествовавшие типы содержали массу недостатков.
Например, маломощный мотор, который не всегда справлялся в условиях сельской местности и проселочной дороги. Свой вес модель вполне тянула, но вот тягачом старым экземплярам не суждено было стать. Как только у 22-ого был дополнительный вес, транспорт тут же начинал юзить, пробуксовывать и даже глохнуть, что было недопустимо в условиях подготовки к военному конфликту и тем более во время самой войны.
Также, были крупные недоработки в ходовой части. Прорезиненые ленты гусениц рвались на поворотах, растягивались и просто слетали. Особенно опасно это было на спусках с гор, так как транспорт оставался практически без тормозов.
Без проблем выйти из колеи во время дождя для ЗиС 22 было вообще пределом мечтаний. Управляемая передняя ось попросту юзила. Коробка использовала всего две передачи, хотя имела целых 4.
Модернизированный – ЗиС 42 был сконструирован с учетом недостатков прошлых лет. Он был оснащен двумя гусеничными осями с качающимися колодками. Это позволяло осуществлять улучшенное сцепление при неровной поверхности дорожного полотна. Расстояние между осями было увеличено на 14 мм и составляло 414 мм.
Двигатель заменили на ЗиС 5, который имел 73 л.с. Маневренность машина немного потеряла, однако, улучшилась ее управляемость. Опущенная подвеска вкупе с измененной конструкцией позволили увеличить грузоподъемность прототипа.
Лыжи – еще одно новшество машиностроения. Их использовали вместо передних колес, когда требовалось преодолеть снежные массивы или болотистую местность.
Итог
Для сороковых — пятидесятых годов этот вездеход существенно выделялся на фоне импортных аналогов. Заводские инженеры проводили модификации только по своим уникальным чертежам, несмотря на то, что союзные страны предлагали свои наработки.
42-ой верой и правдой служил вплоть до конца сороковых годов. Вводились мелкие модификации, однако, в конечном итоге модель была снята с производства. Но даже после прекращения выпуска, еще не одно десятилетие умельцы поддерживали машины на ходу. За счет простоты конструкции вездеход легко поддавался ремонту. Запасные части было легко приобрести, так как завод выпускал их с большим запасом, который не иссяк даже во время войны.
Встретить агрегат можно в музеях и в настоящее время, причем не только в нашей стране. На основе 42-ого делали вездеходы в Германии, Австрии, Финляндии и даже во Франции. Меняли гусеничные части на 4-х колесные остовы, перерабатывали ходовые элементы, снижали вес, делали броневые единицы прикрытия пехоты. Однако, при работе с броневой сталью 42-ой терял все положительные качества, так как не справлялся с избыточным весом, и дело было вовсе не в двигателе, а именно в подвеске, что так и не смогли решить иностранные инженеры, но в последующем с задачей справились советские специалисты, выпустив более мобильные и бронированные прототипы под маркой все того же завода..
Примечательно, что всего было выпущено 6372 автомобиля, что подтверждало качество и масштабность советской автомобильной промышленности.
Также была известна разработка модели 42М, однако, наладить полномасштабное производство так и не удалось в связи с эвакуацией завода.
июль 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.