Интервью с создателем «Нивы» — Прусовым П.М.
Третьим по счету руководителем конструкторского бюро АВТОВАЗа, после Владимира Сергеевича Соловьева и Георгия Мирзоева, стал Петр Прусов. Петр Михайлович «родитель» вазовского долгожителя и самого массового Советского-Российского внедорожника – «Нива».
В.С — Петр Михайлович, расскажите, пожалуйста, как придумали «Ниву»?
П.М. Прусов — Помимо меня, появлению внедорожника который мы видим сегодня на дорогах, участвовали еще три человека – Владимир Соловьев (первый главный конструктор ВАЗа), дизайнер Валерий Семушкин и Вадим Александрович Котляров (водитель-испытатель). Споры вокруг происходили везде, в КБ, коридорах, курилках, столовой, на днях рождениях и даже свадьбах. Первым, приготовленные макеты, принимал не технический совет, право «первой ночи» принадлежало «художественному совету», как теперь принято называть дизайнерам. Так вот дизайнеры высказались за версию «джипа».
Я же считал, что модель бесперспективна, о чем и доложил Соловьеву. На техсовете решили, что хотя «джипистый» проект и более завершенный, но давайте поработаем над более перспективным. Была пересмотрена концепция тормозной системы, передней подвески, и к приемочным испытаниям мы пришли с тем образцом, из которого и выросла нынешняя «Нива». Испытания держали три новых образца: «Москвич-2150», «Иж» и «ВАЗ». Так вот, ВАЗовские испытатели и отстояли право на существование нашей модели. Мы очень удачно открыли этот класс машин, и уже не за горами дата, как 30 лет «Нива» верно служит людям в России и за ее пределами. И мы, уверен, этот юбилей отметим. «Нива» почти три десятка лет, фактически без серьезных доработок, остается на дорогах всего мира, и вне этих дорог – вне конкуренции и по цене, и вообще по совокупности качеств.
В.С — До вашего прихода в группу разработки новой машины были и более ранние образцы, так называемый «Крокодил» – неказистый первый образец Э2121. Это он вам не понравился?
П.М. Прусов — Да, именно он. «Крокодил» на своем этапе свое дело сделал – на нем обкатывали первичные идеи и задачи, и стало ясно, что проект перспективен, но и образец должен быть заменен на перспективный.
Меня назначили ведущим компоновщиком, когда было принято решение проектировать образцы новой серии, а Сёмушкина (Валерия Павловича Сёмушкина) – ведущим дизайнером. Мы задались вопросом: почему в будущий внедорожник на базе «Жигулей» не закладывается «жигулевский» же уровень комфорта? И решили «пробить» идею цельнометаллического полноприводного автомобиля с нормальным уровнем комфорта. Сделали макет из пластилина в масштабе 1:5, а потом, с доработками, полноразмерный. Соловьев нас поддержал. Параметры компоновки машины мы продумали еще на стадии работы над макетами – узлы и агрегаты вставали куда надо и как нам надо. Решение разместить запасное колесо под капотом до сих пор сохранилось на серийной «Ниве» – багажный отсек у машины невелик, вот мы его и не стали колесом заполнять. В отличие от компоновки «Крокодила» мы ввели в раздаточную коробку межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент поровну между двумя ведущими мостами. На внедорожнике впервые в мире представили постоянный полный привод, плюс добавилась нормальная ходимость мостов. И еще мы сделали такое, что никто в мире не делал, – впервые в мире внедорожник получил передние дисковые тормоза.
В.С — Много «Нив» уходит за кордон, и какова их доля в структуре экспорта?
П.М. Прусов — Лада-Нива – Советский автомобиль, который поставлялся в Японию и надеюсь ещё будет поставляться. Лидирующие позиции ВАЗ-2121 признаны не только нашими потребителями, но и за рубежом. Каждый третий внедорожник, выпущенный на головных предприятиях, – а это 1,5 миллиона машин, ушли за рубеж. «Ниву» закупают сто и более государств, каждый год порядка 15 000 машин экспортируется в страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Европы включая Великобританию. Сборочное производство из машино-комплектов работает в Эквадоре. Теперь ВАЗ-21214, в больших количествах, собирается в Казахстане. И с приходом нефтяного кризиса и падения рубля, доля рынка Российского внедорожника будет неуклонно расти.
В.С — Петр Михайлович, вы один из инициаторов доводки ВАЗовских машин в тюнинговых фирмах. Откуда такая идея?
П.М. Прусов — Дизайн-центр ВАЗа всем хорош, но не всемогущ. Поэтому я за то, чтобы так же, как в Турине, Бухлоэ, Аутенцеле и Детройте, у нас процветали тюнинговые компании. Хороший тюнинг тоже способствует поддержке имиджа ВАЗа: если мы не можем в силу ряда причин, в основном экономических, делать какие-то модификации на заводе, то надо их делать вне его стен. И такой положительный опыт у нас есть – работы «Бронто», «ВАЗинтерсервис», «Моторика» и другие компании эту идею подтверждают. «Нивская» семейка стала весьма многочисленной: можно найти любую модификацию – и для отдыха, и для работы. И это здорово. Я рад за «Ниву» – она и сотоварищи нашли своих почитателей и место под солнцем.
В.С — Вы человек творческий. Чем вдохновляетесь?
П.М. Прусов — Общением с себе подобными – с конструкторами. А еще люблю природу – у нее и вправду нет плохой погоды. А если при этом еще и на «Ниве», то – тогда все и всегда в порядке. Смеется…
В.С. — Петр Михайлович, разрешите поздравить Вас с прошедшим Днем Рождения, пожелать Вам от меня лично и нашего электронного издания, крепкого здоровья и новых творческих успехов, а также поблагодарить за сегодняшнее интервью!
П.М. Прусов — Большое спасибо, за теплые пожелания! И Вам здоровья и творческих успехов. Смеётся…
Мы взяли интервью у Заслуженного Конструктора Российской федерации, Доктора технических наук Петра Михайловича Прусова, кавалера Ордена «Знака Почета», Медали «За освоение целинных земель», Медали «За трудовую доблесть», Медали «За заслуги перед Чеченской республикой», 4-х Медалей «ВДНХ», Легенды Советской Автомобильной Промышленности!
январь 2016 Залич Дмитрий Сергеевич для Новости 94
Похожие Записи
« Командный Кубок «Гео-рейд» Для лучшего друга — Красной Армии »