Мотоцикл Drysdale Drivtech 2x2x2 с гидравлическим 2-х колесным управлением и 2-х колесным приводом от Яна Дрисдейла

Кенгуру Drysdale Dryvtech 2х2х2

Июн 1 • Гибридные Вездеходы, Гражданские Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, Мотовездеходы, На колёсах, Производители Вездеходов, Спорт и Отдых • 39 Просмотров • Комментарии к записи Кенгуру Drysdale Dryvtech 2х2х2 отключены

Уникальный двухколесный мотоцикл с полным приводом и двумя управляемыми колесами – это реально!

Увлекательный и совершенно уникальный фрагмент истории мотоциклов ушел с молотка на eBay за 15000 австралийских долларов, но попал в хорошие руки.

С моей точки зрения это совершенно необычный экспериментальный мотоцикл, за которым стоит увлекательный мыслительный процесс и несколько очень умных инженерных решений. 

Австралийский изобретатель Ян Дрисдейл (Ian Drysdale), наиболее известный своими радикальными спортивными мотоциклами с компоновкой силовой установки V8 и двигателя для Англо-Индийского Royal Enfield, построил причудливый мотоцикл Drysdale Dryvtech 2x2x2 еще в годы учебы в университете в 1990 году. Он не только оснащен гидравлическим приводом на два колеса, но также использует гидравлическое рулевое управление на два колеса. На строительство экзотической машины против всех принципов мотостроения Яна подтолкнул Suzuki Falcorustyco на Токийском автосалоне 1985 года.

В двухколесных мотоциклах нет ничего нового. В предыдущих статьях мы рассмотрели несколько моделей мотоциклов с колесной формулой AWD которые имели разную степень успеха. Теория та же — пассивное переднее колесо мотоцикла — одна из его самых больших проблем. Оно не помогает пилоту преодолевать препятствия и подниматься по крутым холмам, может заблокироваться и уйти в юз в ситуациях с низким сцеплением с дорогой, что приводит к хай-лоу-сайтам, авариям, травмам, землей за шиворотом и водой за пазухой.

Drysdale Dryvtech 2x2x2 расшифровывается как: два колеса, привод на два колеса, управление двумя колесами — детище Австралийского мотоконструктора Яна Дрисдейла, который построил его в качестве испытательной машины для своих идей полного привода еще в 1990 году, сразу после окончания университета.

Drysdale Motorcycle Company из Спрингвейла, штат Виктория

Инженеры изучали потенциал полноприводных мотоциклов на протяжении многих лет, пожалуй, самыми известными примерами являются мотоциклы Американских компаний Christini и Rokon, также отличилось Европейское подразделение Yamaha с гидроприводом переднего колеса, и Швейцарец Кох экспериментировал с KTMмами 450 см3 также с гидроприводом и 990 см3 с полноценной механикой. 

Ян Дрисдейл, тем не менее, продвинул концепцию еще дальше, использовав не только гидропривод на два колеса, но и гидроуправление поворотом двумя колесами.

Использовав 250-кубовый двухтактный двигатель Maico для привода 9-поршневого гидравлического насоса Vickers, получил рабочее давление в гидросистеме 316 кгс/см2! (к примеру, в гидросистеме экскаватора всего 350 кгс/см2) и при этом не использует никаких колец, поршни насоса работают металл по металлу. Это дает нам представление о безумно точных допусках, с которыми он работал и следовательно, о его расходах. Дрисдейл оценил комплект для ремонта этого насоса, который использовался для работы шасси на Австралийском реактивном истребителе Avon Sabre (модификация Норт Американ F-86 «Сейбр» основного истребителя в Корейской войне, стоял на вооружении ВВС Австралии до 1970 года), в 18 500 австралийских долларов (15 313 ​​долларов США), так что было бы преуменьшением сказать, что ему несказанно повезло найти рабочий комплект насоса в отличном состоянии, Ян купил его за 40 долларов, когда строил 2x2x2 на бюджет студента универа. Как Вы понимаете, и цена ремкомплекта для устаревшего гидронасоса и цена самого Vickers разнится в столь значительных параметрах из-за 20-и летней разницы в возрасте.

Кавитация (не квитанция) или кратко в теорию гидравлических систем

Прежде всего, мы должны напомнить всем, что гидравлические жидкости чрезвычайно стабильны и практически не имеют коэффициента сжатия. Это означает, что гидравлическая система, не содержащая пузырьков воздуха или других жидкостей, технически несжимаема. Если хотите, жидкость под давлением внутри труб твердая, как металл, но до определенной температуры и резкого понижения давления — кавитация.

Увеличенное переднее колесо Dryvtech 2x2x2 также помогает предотвратить кавитацию, которая является самым быстрым и надежным способом убить гидравлический насос. У гидродвигателей высокого давления внутренняя утечка составляет 5% при использовании почти на полную мощность. Учитывая высокие значения кгс/см2 в системе, 5% перепада давления может быть достаточно, чтобы вызвать эффект кавитации с критическим повреждением в результате.

Кавитация возникает, когда давление падает близко к пределу давления газов внутри жидкости (внутри любой жидкости есть растворенные газы, кислород, пар) и образуются пузырьки газа. Когда пузырьки движутся вперед и достигают области высокого давления, они взрываются и посылают небольшие ударные волны, которые воздействуют на поверхность насоса и элементов трубопровода, разрушая их.

Но продолжим про Dryvtech 2х2х2

Насос приводит в действие пару гидродвигателей на переднем и заднем колесах. Масло под высоким давлением поступает по стальным трубам, которые проложены над передним и задним моно-маятниками, используя сложный шарнир, чтобы обеспечив подвижность совместно с маятником не пережимать трубки и не терять давление. В то время как большинство мотоциклов с приводом на 2 колеса направляют около 10-20%% всей мощности на переднее колесо, Dryvtech полностью настраивается с помощью редукционного клапана – или если по-Русски – трехходового крана.

Управление

Доступны два варианта привода: «параллельный» и «последовательный», обеспечивающие максимальную скорость 50 км/ч  и 100 км/ч соответственно. Клапан в гидравлическом возвратном трубопроводе, активируемый правой ножной педалью, обеспечивает одновременное торможение обоих колес (по принципу рекуперации в электробайках) и несмотря на то, что именно тормоз оказался самым слабым звеном для сертификации чудобайка, его все же поставили на учет в дорожной полиции и выдали регистрационный знак NI-573. Гидравлическая система рулевого управления с предварительным давлением в центре ступицы не зависит от трансмиссии, в то время как органы управления движением ограничены вышеупомянутой педалью тормоза, левой педалью, которую необходимо удерживать, пилот обеспечивает «гидроциклу» движение и конечно регулировка скорости мотоцикла и давления в системе обычным дросселем.
То есть для торможения традиционная правая педаль, для движения левая как будто переключаете скорости вниз, если нажать две педали по ошибке сработает защитный клапан и гидрожидкость пойдет по малому контуру.

Изначально поворотная формула прототипа задумывалась традиционной, с поворотом только переднего колеса. Но с учетом малого угла поворота из-за примененного принципа – поворотный шарнир на неподвижном в горизонтальном положении моно-маятнике, радиус поворота «не влезал ни в каике ворота». И если для шоссейно-кольцевого Suzuki Nuda поворота на 20 градусов достаточно (руль используется для выезда на круг и заезда в гараж), то на кроссово-эндурном Dryvtech, 22 градуса ничтожно мало. Чтобы улучшить маневренность в динамике и на ограниченном пространстве Дрисдейл решает оборудовать поворотным кулаком и задний моно-маятник увеличив таким образом радиус поворота до рекордных 45 градусов – для эндуро – уже заявка на победу.

Думаю, без этого решения Dryvtech 2x2x2 никогда не стал бы 2х2х2 и таким знаменитым, переплюнув Suzuki Falcorustyco, «двоюродным племянником» которого, собственно и является.

Между рулем и колесами нет прямой механической связи. Вместо этого 2x2x2 использует вторую гидравлическую магистраль для управления поворотом колес. При повороте руля оба колеса поворачиваются, но не обязательно одновременно и не с одинаковой скоростью. После поворота на 5-8 градусов переднего колеса начинает поворачивать заднее. Это позволяет переднему колесу инициировать противодействие рулевому управлению и снижает влияние заднего колеса на более высокой скорости. На низкой скорости, когда вы поворачиваете сильнее, заднее колесо поворачивается в направлении, противоположном переднему, и довольно резко тянет байк, поскольку задние колесо движется по той же колее, что и передние.

Итог

Гидравлические приводы колес и рулевого управления позволяют бесконечно экспериментировать с крутящим моментом, углами поворота, комбинациями скорости-маневренности-распределения энергии, не прототип, а находка для исследователя.

Ян Дрисдейл не видел гидробайк уже около 15 лет. Несмотря на громкие возражения своих друзей, он продал его «Тому» Уиткрофту (Frederick Bernard Wheatcroft), который в течение нескольких лет демонстрировал его как часть своей автомобильной коллекции Донингтон Гран-при в графстве Лестершир в Англии (Donington Grand Prix Collection, Leicestershire in England). Когда Фредерик Бернард Уиткрофт умер 31 октября 2009, его сыновья не увлекались мотоциклами, поэтому они продали с аукциона всю его коллекцию. Dryvtech 2x2x2 был куплен Австралийским музеем мотоциклов в Квинсленде (Queensland), я думаю, это тот, кто продал его на аукционе Ебей.

Ян Дрисдейл давно не появлялся, хочу надеяться, что он здоров и полон творческих сил, и сейчас работает над созданием нового мотоцикла, который также покорит наши сердца.

май 2021. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

«