Шведы нарушили Версальский договор
Танк с подъёмными колёсами
«Ландсверк» — шведский прототип колёсно-гусеничного танка 1930 года, выпущенный в единственном экземпляре. Как и советские танки серии БТ, L-30 имел сложную ходовую часть, но в отличие от них не требовал выхода танкистов наружу для смены типа движителя. Это достигалось тем, что обычные пневматические колёса вынесли наружу за пределы гусениц, колеса имели больший диаметр и гидравлические механизмы подъёма/опускания. По сути два разных движителя соединялись в одной боевой машине, и в отличие от решения Кристи, где применялись универсальные катки, такая конструкция отнимала меньше времени на смену типа хода с колёсного на гусеничный и обратно. Танк мог сразу с марша атаковать противника.
Гусеничный движитель L-30 имел по 4 опорных катка на каждом борту. Каждая пара катков объединялась в подрессоренную тележку.
Предполагалось, что колеса размещенные по бокам будут дополнять броневую защиту в бою. За счет сложного механизма крепления и гидропривода колес, масса танка выросла и ее пришлось уменьшить за счет толщины брони. Именно по причине слабой защищенности экипажа на L-30 Шведская армия приняла на вооружение точно такой же танк, но без колесного хода L-10. Основным минусом L-30 стала лобовая броня, не способная защитить экипаж даже от крупнокалиберного пулемета, пробивавшего 14 мм катанной бронестали с расстояния 50-100 метров, а 20 мм орудие справлялось с этой задачей с 500 метров (прицельная дальность в 30-годах).
По вооружению у этих танков различия не было: одно орудие 37мм и два пулемёта 6,5 мм, про толщину брони мы уже говорили (посмотрите также тактико-технические характеристики внизу статьи), а вот про показатель скорости, который являлся основным критерием стоит упомнить. Landsverk L-30 он же Stridsvagn fm/31 на колесах разгонялся до скорости 75 км/ч – по тем временам равных вездеходов не было (это скорость автомобилей тех времен), скорость на гусеницах не отличалась от обычных танков и составляла 35 км/ч.
Также интересна история создания этой серии танков.
Шведы и Версальский договор
Изначально, компания Ландсверк (Landsverk) основанная в 1872 году под названием Petterson & Ohlse в городе Ландскрона (Швеция), производила портовые краны, железнодорожные вагоны, трактора и сельскохозяйственную технику.
Во время Первой Мировой войны спрос на эти товары сильно упал, большинство европейских предпринимателей (основной рынок сбыта продукции) пользовались старой техникой. К 1915 году компания Petterson & Ohlse начала испытывать финансовые проблемы, а к 1920 оказалась на грани банкротства.
После завершения Первой Мировой войны в 1918 году, Версальский договор запретил Германии производство военной техники, в том числе танков, пушек и бронемашин. А прекратить разработки и производство, означало потерять весь инженерный и конструкторский потенциал.
Прагматичные немцы не преминули воспользоваться традиционной схемой (даже в наше время). Используя подставные Гогландские компании, Германская GHH (Gutehoffnungshütte Aktienverein für Bergbau und Hüttenbereich Oberhausen) выкупила 50% акций потенциального банкрота и для отвода глаз начала развивать тракторное направление используя разработки немецких и американских компаний, а как известно трактора — это гражданские братья танков.
Уже к 1923 году Немцы увеличили свою долю до 61% (по Шведским законам это означает полный контроль над предприятием) и переименовали компанию в АВ Landsverk (перевод со Шведского — Ландскрона Завод). Потратив несколько лет на продвижение «своего человека» в военном ведомстве, компания получила первый военный заказ от Шведского правительства на постройку бронемашины.
Перспективные разработки не возможны без участия умных и амбициозных конструкторов, это понимали в компании Ландсверк. В 1929 году из Германии пригласили Отто Меркера (Отто Merker) в последствии ставшего «крестным отцом» Шведского танкостроения.
После бронемашины Шведское военное ведомство заказало разработку легких танков, основным требованием была скорость… Конструкторское бюро Отто Меркера предложило использовать колесно-гусеничную схему, продемонстрировав такое техническое решение в 1929 году на первом прототипе — L-5. Что важно — все разработки велись на средства Германских инвесторов, как и производство основных узлов и агрегатов производилось в Германии (что не являлось нарушением Версальского договора). На стапелях завода в Ландскроне осуществлялась только сборка. Такая схема способствовала развитию немецкой военной промышленности, ведь собрать танк – дело не сложное, самое сложное разработать хорошую машину и наладить производство комплектующих.
В 1930, то есть всего через 1 год, появилось еще два прототипа L-10 и L-30 (рассмотренный выше).
Единственное что можно еще добавить, все производство Шведской компании ограничивалось производством штучных экземпляров по заказам небольших европейских стран: Дании, Венгрии, Норвегии, Ирландии, Румынии и др.
Однако как Вы поняли, основным направлением стала разработка перспективных образцов танков, бронемашин, самоходных орудий, артиллерийских тягачей. Компания является новатором-разработчиком торсионной подвески для гусеничных машин и способа производства броне корпусов методом сварки (остальные производители использовали заклепки).
май 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« Китайско-Японско-Российский Стелс 800 Росомаха Маленький Труженик Великой Победы »