Зав.Гар или Нач.Тех — в СССР по необходимости
История создания легендарной автомашины Советской эпохи уходит в уже далекий 1978 год. Выпуск производился на Украине Кременчугским автомобильным заводом до 1992 года. Сама модель КрАЗа разработана с учетом возможной замены кузова и установки на машину различных агрегатов оборонного назначения. Причем это тот случай, когда количество военных надстроек точно соответствовало произведенным шасси, а каждое шасси строго учитывалось в соответствующем отделе Министерства обороны СССР и контролировалось на местах Военными Комиссариатами. Именно этим объясняется прекращение выпуска в 1992 году, через год после развала СССР и отсоединения Украины.
Обратите внимание на вариант с бортовой платформой. К сведению, это были мало встречающиеся автомобили, так как выпуск такой серии был ограничен, в связи с меньшими вездеходными показателями, однако такие платформы использовались в Вооруженных силах как база для пусковых ракетных комплексов средней тяжести, установки радиолокационного или радио-подавляющего оборудования.
На других моделях, выполненных в варианте с меньшей длинной рамы, устанавливали в гражданских целях бетономешалки, автокраны, бетононасосы и другое оборудование. Тогда как в военных целях предполагалось использовать эти шасси для установки систем залпового огня: Гиацинт, Град, Ураган, систем наведения, сопровождавших тяжелые ракетные комплексы Эльбрус, Темп-С2, Тополь-М на базе МАЗ-543, а в последствие и РТ-23 УТТХ «Молодец» на базе МАЗ-7907.
Сфера использования КрАЗов была довольно обширна. Автомобили закупались не только для гражданских нужд с последующим мгновенным переоборудованием под военные цели, но и для Вооруженных сил как традиционный мирный транспорт (самосвалы, подъемные краны, кунги, хлебовозки). Их широко применяли в строительстве, горнодобывающей и нефтедобывающей отраслях. Они использовались как тягачи и лесовозы. Все было надлежащим образом замаскированно и закумуфлированно до часа «Ч».
Модель являлась универсальной машиной для реализации многих задач, ведь на шасси можно было установить любой агрегат, будь то погрузчик, автокран или другое приспособление. Многочисленные НИИ занимались разработкой всевозможного гражданского оборудования к этим вездеходам, чтобы потенциальный противник и не помышлял о военном применении «сугубо гражданского авто-вездехода». Помимо этого инженеры, разрабатывающие ее, постарались создать совместимые детали не только с машинами своего завода, но и с марками других автомобилей, к примеру, с МАЗ-500А Минского Автозавода.
Характеристики модели
Модель КрАЗ-250 является прототипом грузового автомобиля высокой проходимости модели КрАЗ-257Б1А, которая выпускалась еще долгие годы, несмотря на производство модернизированной версии. Производители не хотели отказываться от простой и надежной в эксплуатации и ремонте техники, поэтому базовой основой для 250-й серии и был выбран старенький КрАЗ-257Б1А.
Отличалась новая модель и внешним видом и новыми параметрами показателей. Расход бензина стал заметно меньше, а показатель пробега без сервисного обслуживания увеличился (по требованию основного заказчика Мин. Обороны СССР). Кабина водителя полностью обновилась, сиденья стали более удобными, и ездить машина начала быстрее, благодаря модернизации. Капот сделали более укороченным для лучшего обзора. Разработали навесную броне-защиту.
Новый усовершенствованный автомобиль отличался повышенной проходимостью, мог ездить по бездорожью, в народе он получил название «вездеход». Его можно было использовать в условиях северных районов при морозе до -40 градусов. Также автомобиль хорошо повел себя и при сильной жаре до +40 градусов. Эти характеристики сделали КрАЗ популярным во многих республиках бывшего Советского Союза и дружественных режимов. КрАЗы можно встретить и по сей день на Кубе, в Алжире, Сирии, Афганистане, Вьетнаме …
Для того чтобы оценить и проанализировать отличительные черты модификации КрАЗа-250, нужно ближе рассмотреть характеристики автокрана, установленного на базе этого грузовика. Потому как подобный автокран (грузоподъемностью 30 тонн) пользуется спросом, и популярностью по сей день. Встречаются версии с грузоподъемностью 40 тонн! (с дополнительной подкатной осью).
Если для примера рассмотреть поближе автокран версии КС-4562, то можно заметить, что он также является одной из модификаций КрАЗ-250 (это модели КС-3575А-1, МКАТ-40, КС-4561К-1).
И сегодня мы встречаем засекреченную легенду Советского военпрома, на дорогах нашей необъятной Родины, и лишний раз убеждаемся – военная техника в СССР обладала выдающимися возможностями и потрясающей выносливостью!
декабрь 2015 Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« На вездеходах по Комсомольску на Амуре Нива 4×4 – самая популярная Российская машина за рубежом »