Летающая тарелка от ГАЗа
Неопознанные летающие и плавающие объекты или, как принято говорить в народе, летающие тарелки всегда занимали умы любознательных и немного суеверных в душе людей. Существует тысячи свидетелей, который поклянутся, что видели какую-то странную внеземную вещь, не имеющую рационального объяснения. В СССР такие случаи тоже были, но реже и основания для таких показаний были тоже – ведь одним из таких НПО (неопознанных плавающих объектов) был советский экспериментальный автомобиль ГАЗ-16, особенностью машины стала возможность использовать для движения не только колёса, но и воздушную подушку, причем для этого, колеса складывались внутрь крыльев за счет гидропривода (для примера: западные инженеры пришли к такому решению только через 50 лет! Конструкторы Gibbs Technologies используют такую систему на всех своих вездеходах), а в воздушной подушке отказались от удерживающей юбки.
На вид машина крайне напоминает летающую тарелку. Выдают вполне себе обычное земное происхождение машины два ротора сзади и ветровое стекло – оно выступает над линией корпуса. Иначе, как автомобилем для будущего, назвать ГАЗ-16 было нельзя. На дворе стоял 1960 год, а клиренс машины составлял даже сейчас не виденные многими владельцами суперкаров 5 сантиметров. Дорожный просвет был настолько мал, что передвижение было возможно даже не по всем междугородним дорогам, которые традиционно имели лучшее состояние, нежели проселочные и те же улицы городов. Кроме того, на сколько-нибудь неровный берег машина выехать из воды не могла – клиренс тоже давал о себе знать даже при учете имеющейся воздушной подушки. Даже препятствие высотой в 20 сантиметров уже становилось непреодолимой преградой на пути на сушу. В этом конструкторам можно засчитать огромный минус. Стоит сказать, что ГАЗ-16 предполагался как самый быстрый прототип автомобиля в СССР 60-х годов – на испытаниях его без проблем удавалось разогнать до скорости в 170 километров в час. Когда скорость снижалась – в действие вступала воздушная подушка, приподнимающая авто над землей на 10-15 сантиметров. Проходимость возрастала, но вездеходом его назвать было трудно
На воде же первый прототип вел себя плохо, он не имел маршевых двигателей, а движение происходило за счет перенаправления нагнетаемого воздуха с помощью жалюзи. Первым двигателем использовали силовую установку от автомобиля “Чайка” – V образная восьмерка, объемом 5,5 литра и пиковой мощностью 195 л/с. На следующем прототипе дополнительно установили два маршевых мотоциклетных двигателя по 28 л/с каждый, передававших энергию на два винта установленных на дополнительных пилонах. В третьей версии машины прожорливый и маломощный двигатель от Чайки заменили на газотурбинную силовую установку ГТД-350 от вертолета Ми-2. При преодолении спокойной воды ГАЗ-16А и ГАЗ-16Б стали наиболее быстрыми средствами передвижения того времени. Несмотря на большое количество новых технических решений и огромное количество патентов, ни инженеры Горьковского Авто Завода, ни представительная межведомственная приемная комиссия, ни Министерство автомобильной промышленности, никто не знал как применить это чудо инженерной мысли. В памяти небольшого количества любителей истории автомобилестроения ГАЗ-16 навсегда остался как один из наиболее амбициозных проектов отечественного автопрома и одним из наиболее футуристичных авто (хоть и прототипом) своего времени. Автомобили на воздушной подушке так и не завоевали рынок, как предполагалось у нас и за океаном – там тоже велись подобные работы.
июнь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94