Лихачёвский долгожитель
ЗИЛ-131 и его различные вариации довольно долгий период времени считались основными «Героями» отечественного автопрома. Внедорожник, который был впервые выпущен в 1967 г., со временем перестал отвечать постоянно растущим требованиям и начал нуждаться в ряде изменений. На самом деле, история разработки новой машины для вооруженных сил СССР берет начало в 1956 году когда был создан первый унифицированный с ЗИС 130 малотоннажный грузовик повышенной проходимости ЗИС 131. Работы по созданию новой машины велись конструкторским бюро Завода им. Сталина параллельно с разработкой армейского ЗИС 157.
Конструкция модернизированной машины имела такие особенности:
Капотная компоновка;
Кабина вмещала двух пассажиров, помимо водителя и представляла собой цельнометаллическую конструкцию;
Внешний вид почти не потерпел изменений за все 40 лет производства, лишь сложная форма крыльев и радиаторная решетка сменили свой стиль на более бесхитростный и упрощённый;
По сравнению со своими первыми предшественниками, машина стала более комфортной. Например, инженеры позаботились о лучшем обзоре, оснастив кабину панорамным стеклом, установили гидроусилитель руля, дистанционно подключаемый передний мост. В последствии был разработан активный полуприцеп, усилие для вращения колес на котором передавалось по средствам гидро системы.
Лёгкость в эксплуатации в сочетании с практичностью и функциональной полезностью.
ЗИЛ-131 производился в нескольких модификациях. Основной отличительной чертой был способ оснащения грузовой платформы советского внедорожника. Рассмотрим 2 наиболее популярные версии:
Армейская версия ЗИЛ-131. Грузовик с тентованной платформой из дерева. Часто применялся с целью перевозки личного состава вооруженных сил, так как откидные скамейки давали возможность расположить внутри более 20 полностью экипированных бойцов. Помимо этого, ЗиЛ-131 часто выполнял функцию тягача для буксировки спецтехники и артиллерийских орудий.
Грузовик ЗИЛ-131 Х выпускался с целью комфортного передвижения в жарком и пустынном климате. Этот вездеход благодаря своей надёжности и выносливости отлично справлялся с работой в любую температуру окружающей среды: от -40 до +50 градусов.
Сферы применения и технические характеристики
Общее число модификаций внедорожника Советского производства составляло более 15 моделей. Автомобильное шасси благодаря своей универсальности позволяло устанавливать всевозможные надстройки любого назначения: нередко на нём устанавливали кузов-фургон закрытого типа и самосвальный кузов.
Универсальная машина ЗИЛ-131 отличалась своей устойчивостью при передвижении, лёгкостью в эксплуатации и неплохой маневренностью. Наличие 6 ведущих колёс обеспечивало машине отличную проходимость по бездорожью. Советский вездеход достойно проявлял себя в труднопроходимой местности: в горах, болотах, песках, грязи или на снегу. Данные модели часто использовали во время буровых, разведочных и геологических работ даже на крайнем севере.
Хорошим показателям проходимости по не самой благоприятной для езды местности способствовало снижение давления воздуха в шинах. В следствии чего – давление автомобиля на несущий или слабонесущий грунт становилось ниже.
Силовая установка Советской легенды позаимствован от своего гражданского предшественника. ЗиЛ 131 оснащался 8-цилиндровым V-образным шестилитровым двигателем мощностью 150 л/с. Со временем автомобиль усовершенствовали и встроили в охладительную систему жидкостный подогреватель. Способ зажигания может быть как батарейного типа, так и контактно-транзисторного. В конструкции – 2 топливных бака, а расход горючего составляет около 40 л/100 км. Внедорожник мог развивать скорость до 80 км/час.
Выпуск модели на Московском заводе закончился в середине 90-х годов, однако на Урале, продолжали собирать усовершенствованную вариацию ЗиЛ-131 вплоть до 2002 г. За всё время произведено около миллиона! единиц машины. Несмотря на то, что производство внедорожников ЗИЛ прекратилось больше десятка лет назад, мы встречаем их и по сей день — что безусловно говорит о надежность и великолепной ремонтопригодности легенды Советского автопрома и главной машины войск Варшавского договора.
ноябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94