Твердый грунт естественного спутника
После того, как на лунную поверхность опустилась станция «Луна-9», впервые наземные исследователи смогли убедиться в твердости грунта нашего естественного спутника. Основным достижением той экспедиции являлся сам факт посадки станции. Поверхность оказалась достаточно прочной, чтобы выдержать станцию.
Переданные панорамы поверхности позволили понять все те факторы, которые протекают на лунной поверхности. Чуть позже были выполнены первые прямые исследования лунного грунта. Это сделала станция «Луна-13». Также целый ряд важных научных данных о грунте удалось получить благодаря искусственным спутникам, которые к тому времени уже находились на лунной орбите.
Новый этап в исследованиях Луны начался с полета станции «Луна-16», когда удалось совершить рейс Земля – Луна, взять образец лунного грунта и доставить его на Землю.
Во время выполнения программы следующей станции «Луна-17», удалось отказаться от изучения отдельных мест поверхности и перейти к обследованию больших площадей, ведь именно в составе нее был «Луноход-1», автоматический вездеход и первая в мире передвижная космическая лаборатория.
С помощью вездехода удалось решить задачи по исследованию топографических особенностей лунного рельефа, понять особенности лунного грунта, исследовать радиационную обстановку, выполнить эксперименты, связанные с лазерной локацией, найти подходящее место для посадки будущих пилотируемых экспедиций.
Также были решены такие важные технические задачи, как отработка методов дистанционного управления вездеходом, приобретение наземным экипажем опыта управления аппаратом, проверка работоспособности системы терморегулирования.
Станция «Луна-17».
Основными частями была универсальная посадочная ступень и автоматический вездеход. Посадочная ступень считалась самостоятельным ракетным блоком, с помощью которого осуществлялась коррекция траектории во время перелета к Луне, проводились операции, связанные с переводом станции на лунную и предпосадочную орбиту, мягкой посадкой на поверхность. Имела в своем составе корректирующую двигательную установку, два сбрасываемых отсека, аппаратуру и непосредственно посадочное устройство.
Несущим и основным элементом конструкции являлся блок топливных сферических баков, к которым крепились двигатели, аппаратура и посадочная ступень. На сферических баках сверху устанавливались трапы для схода вездехода на поверхность после посадки. В средней части на баках была крестовина, к которой крепился вездеход при помощи специальных пирозамков. Также на станции были размещены дополнительные четыре сбрасываемых бака. Когда на них топливо расходовалось, перед заключительным этапом посадки они сбрасывались на лунную поверхность и двигатель начинал расходовать топливо из блока основных баков.
Двигательная установка посадочной ступени позволяла корректировать траекторию в процессе перелета к Луне, с помощью нее производилось торможение перед выходом на окололунную орбиту, выполнялся сход с орбиты и осуществлялась мягкая посадка.
Посадочное устройство предназначалось для поглощения энергии станции. Состояло из четырех V-образных опор, каждая из которых имела амортизатор и опорный диск. Трапы предназначались для съезда по ним вездехода. В составе было две пары трапов, одна из которых откидывалась назад, а другая вперед.
Крепление «Лунохода-1» к посадочной ступени.
Вездеход располагался на верхней части посадочной ступени, касался ее днищем приборного отсека и крепился к ней с помощью пироузлов. С боку он фиксировался четырьмя вертикальными стойками. После подрыва пироузлов «Луноход-1» несколько приподнимался и опирался на посадочную ступень уже не днищем, а колесами ходовой части.
июль 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94
Похожие Записи
« Вездеход из Титана и Алюминия давно на Луне. Отношение 1 к 9 Советский ТММ-1 и Английский Виккерс — родня »