О Луноходе-2

Второй Лунный

Май 27 • Космические Вездеходы • 2868 Просмотров • Комментарии к записи Второй Лунный отключены

Чтобы выполнить программу, намеченных исследований, ученые и инженеры установили на борту «Лунохода-2», как новое оборудование, позволяющее изучать лунное магнитное поле, измерять светимость лунного неба, осуществлять эксперименты по лазерному отслеживанию местоположения аппарата, так и хорошо зарекомендовавший себя на «Луноходе-1» – рентгеноспектрограф «Рифма-М», предназначенного для анализа химического состава лунного грунта.

Конечно же, некоторые системы вездехода подверглись небольшим доработкам, что позволило значительно улучшить частоту передачи телевизионных изображений курсовых камер. Если на первом луноходе она составляла 1 кадр в двадцать секунд, то на «Луноходе-2» между сменой картинки проходило всего лишь 3-5 сек. Увеличение частоты отображения информации привело к значительному улучшению управляемости вездехода.

После того, как смомента посадки прошло три дня вездеход приступил к активной фазе своих исследований. Стоит сказать, что в этот день за шесть часов он смог пройти около 1,2 км, а ведь «Луноход-1» за пять суток, составивших его первый лунный рабочий день, одолел всего 200 метров. Второй вездеход двигался намного быстрее. Он уже не разворачивался при изменении направления движения, а делал это маневр на ходу, свободнее исполнял команды. Это, в частности, было вызвано тем, что одна из его курсовых телекамер была поднята с помощью кронштейна вверх и позволяла существенно улучшить обзор впереди лежащей местности. Для наземных водителей такое нововведение позволило значительно улучшить управление вездеходом.

Второй лунный вездеход активно функционировал в течение пяти лунных дней (1 лунный день примерно равен 14 земным суткам, что справедливо и по отношению к лунной ночи).

Первый лунный день.

После посадки АМС «Луна-21», на Землю были переданы телевизионные панорамы места прилунения. Оказалось, что станция стоит на валу 30-метрового кратера, находящегося в кратере Лемонье. Ввиду того, что Солнце было высоко над горизонтом, затруднялось управление движением, вездеход вначале осуществлял небольшие перемещения вблизи посадочной ступени. В месте посадки были проведены первые исследования лунного грунта. После того, ккак вездеход завершил изучение места посадки, он начал удаление от посадочной ступени и прошел расстояние свыше одного километра.
Во время работы «Лунохода-2» неоднократно включались установленные на его борту приборы и оборудование. С их помощью выполнялись измерения рентгеновского излучения Солнца, освещенности лунного неба в видимой и ультрафиолетовых частях спектра, исследование магнитного поля Луны и характеристик космических лучей солнечного и галактического происхождения.

Одновременно с выполнением научных измерений проводилась тщательная проверка всех бортовых систем аппарата и подзарядка бортовых источников энергопитания с помощью солнечной батареи.

В конце рабочего дня вездеход подошел к 15-метровому кратеру. Этот участок поверхности был интересен тем, что кратер образовался сравнительно недавно, поэтому именно в этом месте были проведены комплексные исследования лунного грунта. Перед наступлением лунной ночи вездеход устанавливался в положение, которое позволяло проводить эксперименты по лазерной локации, с помощью установленного на его борту уголкового отражателя.

24 января в районе стоянки вездехода наступила лунная ночь, которая продолжалась до 7 февраля. Как же проходила ночевка второго лунохода? Это была морозная ночь – температура на наружной поверхности вездехода составляла минус 120 градусов. Поверхность аппарата, кроме антенн, самоходного шасси и оптических приборов, была покрыта многослойной металлизированной фольгой (так называемая экранно-вакуумная изоляция). Эта своеобразная серебристая «шуба» вездехода играла двоякую роль. В период лунного дня она отражала яркие солнечные лучи, а лунной ночью сохраняла тепло. Перед наступлением ночи все бортовые системы машины были выключены.

В дежурном режиме был включен один из приемников радиокомплекса, который использовался для сеансов радиосвязи с Землей и обеспечивавший контроль состояния бортовых систем аппарата, а также работали два крошечных вентилятора, прогоняя газ-теплоноситель по всем закоулкам приборного модуля.

Дело в том, что, как ни великолепна «шуба» вездехода, лунный мороз постепенно проникал сквозь герметичную оболочку приборного модуля, где были размещены все основные приборы и оборудование, электронные узлы и блоки, химические источники тока, радиоаппаратура и другие устройства. Поэтому и требовалось поддержание в приборном модуле постоянного теплового режима.

Для этих целей задействовалась система активного терморегулирования, которая на протяжении всей лунной ночи поддерживала внутри модуля микроклимат, не отличающийся от обычного земного. Происходило это следующим образом. Когда температура внутри модуля приближалась к нижнему допустимому пределу, автоматика давала сигнал на запуск специального изотопного обогревателя. Газ, прокачиваясь через радиоизотопную энергоустановку, нагревал и восполнял потери тепла. Этот процесс продолжался до тех пор, пока температура в модуле не поднималась до нужной, после чего автоматика подавала команду на прекращение подогрева. И так происходило много раз, пока над Морем Ясности на вершинах горного массива Тавр не появились солнечные лучи, извещавшие о наступлении нового лунного дня…

май 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94

 

Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)

Посмотрите статьи о космических вездеходах (перейдите пожалуйста по ссылке)

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »