Нужный Циклоп
МАЗ-535 – начало тяжёлых колёсных тягачей. МАЗ-535 – массивный четырёхосный (8х8) вездеход – тягач повышенной проходимости. В вооружённых силах его называют «Циклоп». Сконструирован для передислокации артиллерийских установок, РПК, а также тяжёлых самолётов на аэродромах.
После войны в СССР возникает запрос на машины стратегического значения с требованиями высокой динамики, грузоподъёмности и надёжности. Г. К. Жуков (Маршал Советского Союза, заместитель Министра обороны СССР) принимает решение организовать СКБ, которые будут заниматься разработкой спецмашин. Выбор был сделан в пользу Минского и Московского автомобильного завода.
Борис Львович Шапошник был назначен главным конструктором Минского СКБ 1. С начала осени 1954г. при СКБ-1 создаётся опытное производство (ЦОП). Основной заказ — получить на выходе бронемашину для оперативного перемещения артиллерийских ПРК, который сможет перемещаться в условиях полного бездорожья. В разработку проект запустили с осени 1954 г., а в середине 1956 г. были выпущены 2 образца МАЗ-535.
Путешествие до Москвы не обошлось без приключений, у одного из прототипов возникла деформация рамы во время аварии, поэтому пришлось технику дорабатывать путём усиления рамы. Третий образец был выпущен с усиленной рамой и прошёл с успехом все испытания.
Технические характеристики
Шасси имеет длину – более 8 метров. Ширина составляет 2,8 метра. Высота почти 3 м. Полновесный показатель почти 26 т, вместе с массой прицепа в 15 т. Двигатель 375 л.с., развивающий предельную скорость 60 км\ч. Четырехосный тип шасси, с независимой подвеской. Все колеса вездехода ведущие. Стандартизированная тормозная система основанная на гидравлике.
Рулевой механизм — двухступенчатый.
Дополнительное оборудование — автономный отопитель кабины, лебёдка, тент.
«Циклопы» серийно стали выпускать на МАЗе в 1958 г., а затем в г. Курган на «Уралсельмаше», переименованный в Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ). Г.А. Домрачёв — главный конструктор КЗКТ. Первый МАЗ, собранный на КЗКТ сошёл с конвейера в 1960 г. Всего за период до 1962 г. сошло с конвейера приблизительно 350 машин. Выпускали вездеходы до конца 1963 г. Затем пришло время более усовершенствованных и современных МАЗ-537.
535-ые использовались в ракетных войсках для перевозки баллистических ракет.
Разновидности и модификации
535-ой – «тяжеловес» с бортовой платформой (г/п до 7 т.) или буксировочный прицеп (г/п до 15 т.). МАЗ-535А – многоцелевой тягач (г/п до 6 т.), буксировочный прицеп (г/п от 15 до 50 т.). Использовался в армии только как транспортное средство. МАЗ-535Б – предназначена для транспортировки ПРК «Ладога». МАЗ-535В – седельный тягловый снегоболотоход для буксирования полуприцепа (до 40 т.). Самый востребованный вариант из всех модификаций. На нём была установлена балансирная безрессорная подвеска задней тележки, оснащён задним сцепным устройством. На базе МАЗ-535В разработан МАЗ-537. МАЗ-535 использовали не только в военных целях, но и в народном хозяйстве. На нём перевозили тяжёлые неделимые грузы, да и как буксир он незаменим.
Эта модель до сих пор встречается в музеях военной техники, одна из таких моделей есть в Волгограде. Она поддерживается в рабочем состоянии, а увидеть ее можно на параде в честь победы в ВОВ.
июль 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.