Минский Ураган
Все мы если не видели, то слышали об огромной чудо-машине по имени «Ураган». Так назвали ракетоносец МАЗ-543, так как в советский период на это шасси монтировали боеголовки наземного типа.
Практически сразу после войны 1941-1945 между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки началась борьба за право называть свою страну сверхдержавой. Большое внимание уделялось военной промышленности. В то время на особом положении находился Минский автомобильный завод, в котором существовало секретное производство МЗКТ (Минский завод колёсных тягачей). Поэтому именно там берет начало исследование и проектировка стандартизированной серии полноприводной четырёхосной большегрузной техники.
Первые РПУ «Темп» стали производить с 1960 года. Встал вопрос о необходимости изготовления универсального базового колёсного шасси, которое было бы способно разместить на себе новый подвижной ракетный комплекс и передислоцировать его при любых погодных условиях и качестве дорог. За два года собрали шесть опытных образцов, которые после успешных испытаний были переданы производственному объединению «Баррикады», где была совершена установка и монтаж ПРК. 7 ноября 1962 года, на параде на Красной площади, МАЗ-543 впервые показали правительству, народу и иностранным журналистам. Серийный выпуск «Ураганов» начали через три года, после чего они были приняты на вооружение. Главный конструктор Б.Л. Шапошник был удостоин звания Герой социалистического труда, а также стал лауреатом Государственной и Ленинской премий СССР. Со временем 543-ий заменили машинами «Оплот».
Технические характеристики и особенности модели
Масса – 23 т.
Грузоподъёмность — 20 т.
Масса с полной оснащённостью — 43тонны 300кг.
Длина – до 12 м.
Ширина – до 3 м.
Высота – до 3 м.
Размер базы — 2 м 20 см + 3 м 30 см +2 м 20 см.
Колея — 2 м 37 см 5мм.
Дорожный просвет – 40 м.
Скорость – до 60 км/ч.
Двигатель – аналог двигателя МАЗ 537, но с прямым впрыском топлива и очистителем воздуха. Мотор – дизельный, создан на базе танкового В2.
Объём — 38,8 л. Мощность – 525 л.с.
Коробка передач — гидромеханическая.
Подвеска колес — торсионная независимая. Колёса 1 и 2 осей управляемые на литых дисках.
Шины с протектором высокой проходимости имеют размеры -150х60х63,5см
Повышенная звукоизоляция: шум в кабине во время работы до 85 дБ.
С правой и левой стороны моторного отсека располагались кабины, то есть их было две.
МАЗ-543М с одной кабиной, появился позднее. На нём перевозили оборудование баллистического комплекса Тополь-М и реактивные установки Смерч, которые до настоящего времени используются в вооружённых силах некоторых стран и являются современным грозным оружием.
Мирные профессии военных тягачей
«Ураганы» эксплуатируются и в повседневной жизни. В Украине с 1973 года начали выпускать аэродромный пожарный автомобиль. В 1974 г. на ВДНХ представлены прототипы самосвала, трубовоза и бортового грузовика. МАЗ 543 работали на разных стройках, нефтяной и газовой промышленности. Благодаря созданию 543 выпустили автопоезда, которые могут перевозить грузы от 75 тонн до 100 тонн. Создали и лесовоз, но только опытный образец. Дальнейшая судьба его неизвестна. А пожарные АА-60 и АА-70 несут свою службу до сегодняшнего дня в аэропортах Внуково и Мурманска.
543 собирали небольшими сериями до 2000 года. Все чертежи и конструкторские разработки не утеряны и находятся на МКЗТ.
июль 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.