Спирит забуксовал
23 сентября 2008 года вездеход находился чуть дальше от экватора, и был покрыт пылью. Ему, чтобы пережить приближающуюся зиму, пришлось запарковаться на склоне, солнечными батареями к Солнцу, чтобы вырабатывать больше энергии. Ученые выбрали для этого, небольшой холм к югу от плато под названием «Основная база». «Спирит» очень долго протянул, и многие ученые и инженеры даже не думали о конце его миссии.
Марс обращается вокруг Солнца за два земных года, поэтому календарные сезоны на нем длятся вдвое больше. Запаркованный «Спирит» ждал возврата лета почти триста сол (марсианские сутки). Но он стал еще грязнее и его солнечные батареи производили лишь малую долю энергии по сравнению с началом его путешествия.
Водители вездехода, уже к тому времени научились справляться с основной его неполадкой – передним колесом, которое сломалось незадолго до зимовки. Для этого, они развернули «Спирит» и он двигался задом наперед и тащил колесо за собой. Средняя скорость перемещения вездехода таким способом составляла всего лишь около 30 метров/час. Но управление вездеходом – наверное, самая страшная работа на Марсе.
Движением вездехода на поверхности Марса занимаются специально обученные водители. Когда «Спирит» проснулся после зимовки, он должен был изучить местность на плато «Основная база». По фотографиям со «Спирита» можно было предположить, что там находятся отложения, очень похожие на осадочные породы. Самым безопасным маршрутом был путь через холм, на котором провел зимовку вездеход. Но «Спирит» с поломанным колесом, не смог ехать по склону наверх. Водители попытались обойти плато с востока, но наткнулись на рыхлую поверхность и были вынуждены повернуть назад.
Был выбран самый длинный путь по незнакомой местности с Запада. Управлять таким вездеходом на поверхности «Марса», в режиме реального времени, невозможно. Для этого его нужно программировать. Программа должна состоять из команд примерно такого типа – двигаешься на двадцать метров вперед, поворачиваешься на пять градусов, определяешь пройденный путь.
На 1886 сол вездеход двигался на юг Марса вдоль западной границы плато «Основная база». Камеры вездехода не показывали впереди каких-либо серьезных препятствий. По подобной поверхности водители из лаборатории реактивного движения НАСА ездили неоднократно. Но Марс оказался полон сюрпризов. Плотная на вид поверхность оказалась лишь тонкой коркой, которая в какой-то момент проломилась под вездеходом во время движения.
Вездеход был запрограммирован на движение и не прекратил свою работу после попадания в ловушку. Колеса вращались в мягком рыхлом грунте до тех пор, пока не была полностью отработана команда на движение. «Спирит» остановил работу только тогда, когда его приборы зафиксировали пройденное расстояние, указанное в команде движения. Естественно, после попадания в ловушку, вездеход никуда не ехал, а всего лишь продолжал зарываться дальше в песчаную смесь.
Водители вездехода понимали, что ведут частично неисправную машину по очень непростой поверхности, подозревали, что подобного рода ловушка может встретиться, поэтому не хотели туда ехать, но это был единственный путь на плато, куда необходимо было попасть. После того, как были получены фотографии с места остановки «Спирита» стало понятно, что вездеход плотно зарылся в песок. Водители вездехода предприняли попытку сразу же высвободить «Спирит» из этой ловушки. Но ничего не получалось. Пытаясь выбраться, вездеход закапывался все глубже, пока дела не стали совсем плохи.
апрель 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94
Читайте пожалуйста много интересных статей в Рубрике Космос Новости 94 (нажмите чтобы посмотреть)
Посмотрите другие статьи о космических вездеходах(перейдите пожалуйста по ссылке)
Похожие Записи
« «Вдоль По Улице Метелица Метёт» Операция по спасению «Спирита», до трактора 500 млн. километров »