Победа для Че Гевары
М72 — один из первых массовых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшихся в СССР. Его общий тираж составил около пяти тысяч экземпляров, а многие модели использовались вплоть до 80-х годов прошлого века. Идейным вдохновителем создания вездехода стал генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Именно с его подачи завод ГАЗ начал проектирование машины для номенклатуры и партийных работников с повышенной проходимостью. Для удешевления содержания и ремонта было решено не создавать автомобиль заново, а унифицировать его с другой популярной военной моделью того времени – ГАЗ-69.
Создание такой машины было прогнозированным, так как далеко не все регионы страны могли похвастаться качественным дорожным покрытием. Для поездок в трудно доступные участки лесных и сельских хозяйств требовалось исключительное сочетание характеристик. На тот момент (начало 1954 года) ни один из существующих автомобилей не обладал такими качествами, и конструкторскому бюро Горьковского автозавода совместно с НАТИ было поручено создать не имеющий аналогов внедорожник.
Позже он вызвал интерес и военных руководителей, что стало основной причиной столь большого тиража М-72 — весь тираж в почти пять тысяч авто был выпущен всего за три года. Уже снискавший успех внешний вид автомобиля «Победа» удачно сочетался с надёжными колёсный базой и подвеской 69-й модели. Часть комплектующих была взята от ГАЗ М-20. Многие ошибочно называют внедорожник «Победой» по причине позаимствованного кузова, но официально он никогда не получал другого названия, кроме как М-72.
Большой дорожный просвет, особая конструкция подвески и специально созданные для М-72 колеса с зацепами отлично показали себя на испытаниях. Даже экспериментальные модели превосходно вели себя на любом покрытии: они легко проходили грязь, песок и даже снег. Немалая заслуга в этом и у специально разработанного заднего моста: ни одна из имеющихся на тот момент наработок не удовлетворяла требованиям конструкторов. Испытания проходили до 1955 года, хотя многие тестовые образцы были пущены в ход за год до этого: высшее партийной руководство (в лице того же Хрущева) использовало авто для поездок на охоту с почётными гостями — одним из первых пассажиров модели М-72 стал Хосе Эрнесто че Гевара.
Существовало две основных разновидности автомобиля: в вариантах кузова седан и хэтчбек. Первая официально никогда не выпускалась и стала лакомым кусочком для автомобильных коллекционеров. Основная же вариация стала легендарной для автомобильной индустрии сама по себе: на тот момент это первый и единственный автомобиль, который обладал повышенной проходимостью и комфортабельным салоном. На тот момент на Западе даже среди прототипов не числилось ни одного аналога модели М-72. Наработки, полученные в результате создания и тестирования автомобиля помогли советским конструкторам проектировать новые внедорожники – известные до сих пор «Нива» и многие модели УАЗ имеют с ней больше схожих черт, нежели отличий.
январь 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94