Наземный вертолёт

Фев 29 • Аэросани, Вездеходы Амфибии, Видео Вездеходов, Советские Вездеходы • 7334 Просмотров • Комментарии к записи Наземный вертолёт отключены

Аэросани на войне и в мирное время
Возможности колёсной, а иногда и гусеничной техники в пересечении бездорожья бывают недостаточными. Тогда-то и приходит на помощь такая конструкция как аэросани. Ка-30 это наиболее яркий представитель специфического транспорта времён СССР.

Уже в первое время существования советской власти аэросани активно использовались как в мирных, так и в военных целях. В Великую Отечественную и в «зимнюю» войны этот транспорт имел немалое значение. Особенно распространена получила модель НКЛ-26, имевшая бронирование и пулемётное вооружение. Использовалась она не только в боях, но и для обеспечения связи между подразделениями.

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 на воде

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 на воде

После войны на первое место тоже вышла связь, вернее, почтовое сообщение с труднодоступными населёнными пунктами. Поскольку в те времена не было интернета, а телефонное сообщение в некоторых районах не представлялось возможным, аэросани стали самым надёжным вариантом установления коммуникаций. Передвигаться по снегу на аэросанях было быстрее, чем на машине, а окупалась такая техника быстрее, чем самолёт. Возили на аэросанях почту ещё в довоенную пору, но потом повозки с воздушными винтами выработали свой ресурс и нужно было вводить в эксплуатацию новые модели.

На смену «Северу»
Проект «Север-2» на базе автомобиля «Победа» оказался неудачным. Поэтому в марте 1960 года было принято решение о разработке КА-30. Конструкцией эти сани напоминали микроавтобус на четырёх лыжах. Однако данный кузов изготавливался из дюралюминия и по совершенно иной технологии. Основа корпуса это пол, скрывающий в себе управляющие механизмы. Транспортное средство состояло из трёх отсеков: кабины, грузопассажирского отделения и отсека с силовым агрегатом.

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 скорая помощь

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 скорая помощь

Двигатель взяли от «Севера», однако он претерпел значительную модернизацию. Находится он также сзади и вращает пропеллер. В случае с КА-30 заимствованность автомобильных агрегатов была минимальной. При этом новая модель превосходила предшествующую в скорости. Руль и приборная панель аэросаней использовали автомобильного типа, стены обшивались шумоизоляционным материалом.

КА-30 оказался устойчивой и надёжной машиной, по своей грузоподъёмности превосходившей даже некоторые вертолёты того времени. Решено было сделать испытательную партию саней, чтобы выявить возможные недостатки конструкции. Изготавливали первые экземпляры на предприятии «Прогресс», которое сейчас обслуживает ракетно-космическую отрасль.

По результатам испытаний в Комсомольске-на-Амуре и Якутске было освоено производство 30 машин в год. Серийная версия получила лыжи из стеклопластика, что позволило значительно ускорить ход.

По снегу и воде
Шасси КА-30 оказало настолько универсальным, что на его основе были попытки сделать вездеход-амфибию. Сначала лыжи заменялись особыми поплавками, потом им на смену пришли подводные крылья.

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 на колесах

Наземный вертолёт. Аэросани КА-30 на колесах

Советские спецслужбы заказали несколько таких машин, но то, сколько их было и применялись ли они до сих пор никому не известно.

В классическом варианте аэровездехода от Крайнего Севера до Казахстана использовались во многих отраслях, включая геологическую разведку и перевозку ценных грузов. При этом перевозка людей и грузов обходилась дешевле, чем вертолётом, и происходила в более сложной погодной обстановке и экстремальных температурах. В эксплуатации сани КА-30 продержались до 1990 года. В настоящее время технический прогресс почти уничтожил аэросани как вид транспорта, лишив их былой широты применения. На смену им пришли новые снегоходы, а также колёсная техника.

февраль 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »