С НАМИ НАТИ
НАМИ – научный авто-моторный институт, который уже почти сотню лет занимается разработкой передовых отечественных решений в области автомобилестроения. Он зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных центров, в котором разрабатывались и получались знания по созданию машин для гражданских и военных целей. Создан он был в 1920 году, являясь фактическим предшественником Московской автомобильной лаборатории (НАЛ) – заведения, которое занималось подобной деятельностью еще во времена Российской империи. Смена власти и развивающийся научно-технический прогресс позволили быстро нарастить базу специалистов и начать поставлять серийные модели на конвейера заводов. На создание первого автомобиля ушло целых шесть лет – НАМИ-1 стал первым легковым автомобилем в СССР. Государство продолжило финансировать проект, так как первая разработка стала отличной работой в портфолио института: небольшой вес, повышенная проходимость и отличная на то время динамика даже при отсутствии сильных конкурентов делали авто хорошим для своего времени.
Подъем советской экономики вначале правления Сталина, а также обязательное образование разнообразили выбор специалистов – при должном функционировании учебных заведений специалистам и конструкторам НАМИ удалось набрать солидный штат талантливых инженеров, многие из которых стали выдающимися. В 30-е годы компания могла похвастаться выпуском первого в СССР троллейбуса, модели которого прослужили немало времени еще после Великой Отечественной войны.
Было налажено сотрудничество с заводом ГАЗ – именно это предприятие стало «руками» института и воплощало в жизнь как прототипы, так и серийные модели. Перед войной был разработан культовый ГАЗ-61 – манёвренный и быстрый внедорожник для высшего командования, а ныне – ценный коллекционный экспонат. Ранее созданы многие модели броневиков и машин с полугусеничным ходом, но большинство из них вышли небольшим тиражом вследствие усложняющегося положения в стране.
В 1931 году НАМИ переименовали в НАТИ – научно-исследовательский автотракторный институт. Это стало данью эпохе коллективизации – НАМИ действительно занимался проектированием сельскохозяйственной техники, которой в СССР катастрофически недоставало. С этого же времени предприятие перестало создавать собственные автомобили серийного производства – руководство сочло гораздо более целесообразным предоставить начальникам НАТИ карт-бланш на выпуск прототипов. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в дальнейшем: выдающиеся конструкторы (Брилинг, Липгард, Хлебников, Чудаков и другие).
Среди действительно успешных послевоенных концептов того времени: к примеру, на базе микролитражного НАМИ-086 создали известный «Запорожец» — самый народный автомобиль СССР. В сегменте снегоходов все также было радужно: еще в 60-х был разработан первый образец гусеничного болотохода НАМИ-0157, который с незначительными изменениями выпускается до сих пор.
Также была проведена огромная работа по внедрению класса пассажирских малогабаритных снегоболотоходов – первым стал ГПИ-С-20. Далее идея развивалась в вездеходах ГПИ-21, ГПИ-22 и ГПИ-23. Они стали основой для одного из культовых представителей этой отрасли – ГАЗ-47, который часто можно встретить под названием ГТ-С.
январь 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« ПТС это не Паспорт Транспортного Средства Решение по Шотландски »