Первый легковой
Пионер автодорог
НАМИ-1 это прародитель легковых автомобилей СССР. Проектом руководил инженер Константин Шарапов, а первый прототип увидел свет в 1925 году. Машину выпускали небольшими партиями. По сути НАМИ-1 представлял собой так называемую мотоколяску, но с более комфортабельным кузовом.
1 мая 1927 года первый опытный образец советской мотоколяски покинул сборочный цех. На тот момент испытывались варианты с двухместным и четырёхместным кузовом. Тестовой площадкой послужил автомобильный пробег из Москвы в Крым и обратно, в котором принимали участие зарубежные машины и мотоциклы. На полной заправке малолитражка прошла три сотни километров.
После этого началась модернизация кузова, причём оставили только четырёхместную модификацию. Но в серийный выпуск мотоколяски с этим кузовом не отправились. Однако именно НАМИ-1 имел все шансы стать передовым автомобилем первой пятилетки.
Машины собирали исключительно вручную, что определяло ряд недостатков. Серийный кузов упростили очень сильно, это сказалось на комфорте. Кроме того, масса машины возросла на 300 килограмм. Использование в конструкции импортных деталей повлияло на скорость выпуска малолитражек, которые поступили в продажу только весной 1929 года. План производства был практически сорван.
Технические трудности
Существовавшая в те годы система распределения продукции между потребителями оказалась настолько несовершенной применительно к автомобильной промышленности, что цена первых НАМИ-1 оказалась неоправданно высока. По этому показателю наша мотоколяска существенно проигрывала новенькому «Форд-А». Низкое качество сборки вызывало очень много отрицательных отзывов со стороны владельцев мотоколясок.
Поэтому использовался НАМИ-1 преимущественно в государственных учреждениях. Осенью 1930 года выпуск мотоколясок прекратили, поскольку устранить все конструктивные недостатки не представлялось возможным в сложившихся условиях производства. В это время в Нижнем Новгороде строился будущий автогигант ГАЗ и разбрасываться ресурсами было бы неосмотрительно. По разным данным за три года выпустили немногим более 500 машин.
В основе конструкции НАМИ-1 лежал хребтовый трубчатый стальной каркас. Это оказался более удачный «скелет», чем применявшаяся до этого в автопроме система лонжеронов. Заднюю подвеску благодаря этому удалось сделать независимой. Все основные агрегаты, в том числе рулевой механизм, крепились к картеру двигателя в целях облегчения заводской сборки автомобиля. Подвеска имела довольно длинный ход, что помогало при пересечении бездорожья.
Машина была лишь килограмм на триста тяжелее мотоциклов того периода, но злую шутку сыграла полукустарная технология изготовления, сводящая на нет все потенциальные преимущества НАМИ-1 перед зарубежными аналогами. Также оказалось, что в тогдашних условиях малолитражки были почти бесполезны, — требовались машины другого уровня. Практически до Победы в Великой Отечественной войне малолитражные машины ушли на второй план.
февраль 2016. Костин Константин Александрович для Новости 94
Похожие Записи
« Расцвет малолитражек или прадедушка «Москвича» Дорожный паровоз »