Неизвестный солдат
Вездеход в погонах
Советский полугусеничный бронеавтомобиль, разработанный на основе вездехода НАТИ—3. По некоторым данным, небольшая партия этих машин была использована во время «зимней войны» в качестве буксировщиков лёгких артиллерийских орудий, но в настоящее время известно, что это неправда.
Компоновка броневика отличалась от стандартной передним расположением мотора. Также БА—30 имел вращающуюся башню спулемётом, а обзор изнутри вёлся через небольшие смотровые щели. Корпус имел сварную конструкцию и бронирование катанными броневыми листами. Экипаж боевой машины включал трёх человек.
Управлять машиной можно было при помощи специльного штурвала, который поворачивал передние колёса и притормаживал одну из гусениц. Механизм поворота основывался на дифференциале главной передачи. Гусеничный движитель состоял из двух балансирных тележек. Вместо предних колёс можно было установить лыжи.
Первые экземпляры имели алюминиевые грунтозацепы гусениц. Испытания показали ненадёжность этих деталей, поэтому позже их заменили на аналогичные стальные. Заключение комиссии по итогам тестов оказалось настолько отрицательным, что широкому распространению броневиков этого типа в воинских частях не суждено было сбыться. В качестве недостатков перечислялись недостаточный обзор, слабая броня, теснота в боевом отделении, недостаточная мощность силового агрегата. Недостаточность бронезащиты и слабая мощность вооружения послужили основанием для отказа от дальнейшей модернизации БА—30.
Забытый всеми
Оказывается, что броневик был забыт окончательно и в боевых действиях участия не принимал. До Великой Отечественной войны он просто хранился на полигоне НАТИ, а с началом боёв его отправили в неизвестное бронетанковое училище. Дальнейшая судьба бронеавтомобиля так и остаётся невыясненной.
Из заключения комиссии 26 апреля 1938 года можно узнать следующее: броня и вооружение вездехода признаны недостаточными, шасси перегружено и не отличается надёжностью. Высокое начальство РККА посчитало, что при установке силового агрегата большей мощности, а также изменении бронирования и оружейных систем масса бронетранспортёра возрастёт до неприемлемой. Однако при всём этом другие бронеавтомобили на бездорожье застревали, в отличие от забракованного комиссией БА—30.
январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94