НАТИ 30
Грузовые автомобили имели для любой страны стратегическое значение в начале и середине двадцатого века, даже на заре своего существования как класса. СССР не стал исключением из правила: в новообразованной стране быстро поняли, что ни армия, ни промышленность, ни сельское хозяйство не обойдутся без качественных машин с большой грузоподъемностью. Рельеф и климат бескрайних просторов Советского Союза изначально накладывал ограничения на конструкцию: универсальное решение должно было иметь повышенную проходимость, быть ремонтопригодным даже в полевых условиях, а также без проблем работать при низких температурах. На тот момент большого опыта создания грузовиков у советских инженеров не было, но первые прототипы начинали появляться, щедро спонсируемые государственными структурами.
Пальму первенства в получении хороших контрактов на разработку тестовых образцов получил машиностроительный институт НАТИ (раньше и позже — НАМИ) — передовая структура, созданная еще Его Величеством Николаем IІ. Первые инженеры института имели доступ к заграничным образцам, могли набираться опыта у лучших зарубежных умов, задействованных в проектировании машин, что позволило создать первые грузовики довольно высокого качества.
Первой ласточкой стал НАТИ-ГАЗ-30, разработанный в 1930 году конструкторским бюро при институте. Своих наработок у инженеров было крайне мало, так что вдохновляться пришлось экспортными образцами американских и немецких грузовиков — передовых в те годы. Для повышенного сцепления с любой поверхностью, по которой пришлось бы передвигаться грузовику, ось средней пары колес была выполнена свободной — угол поворота в любую из сторон равнялся 30 градусам. Шестиколесная формула также способствовала легкому преодолению пересеченной местности и легкого бездорожья. На двух задних осях было решено использовать по две стандартные покрышки — это также облегчало езду по снегу и грязи.
Кабина НАТИ-ГАЗ-30 имела несколько продолговатую форму. Много места для водителя и пассажира там не было — почти все пространство спереди поглощалось силовым агрегатом. Дорожный просвет увеличили по сравнению с грузовиками того времени и сделали 25 сантиметров. Сзади располагался кузов, в котором можно было перевозить до трех тонн груза. При необходимости, он мог оборудоваться тентом и использоваться для транспортировки людей.
Первый образец грузовика выполнен в 1932 году на Горьковском автомобильном заводе. Почти два года ушло у конструкторов на проведение всех подготовительных работ и проектирования — во многом, грузовик пришлось создавать “с нуля”. Модель стала достойным конкурентом уже существующему на тот момент ЯАЗ-10 и ускорила импортозамещение, а также общее развитие всех отраслей промышленности и народного хозяйства.
февраль 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94