На жарком Юге и дальнем Севере
В пустыне Кара-Кум
Вездеход НАТИ-3 разрабатывался по инициативе ОГПУ с 1928 года. Основой машины должно было стать полугусеничное шасси. Первые испытания выявили, что конструкцию надо ещё доводить до ума. Полигоном стала пустыня Кара-Кум, по которой прототип вездехода прошёл не больше 200 километров с разными неполадками.
Осенью 1931 года проходил испытания НАТИ-2, основой для которого использовали грузовик Ford-AA, а ближайшим конкурентом – вездеход «Кегресс». Движитель НАТИ-2 представлял собой пару двускатных надувных колёс и промежуточные опорные катки (количество зависело от массы автомобиля донора) между ними, по которым проходила резиновая гусеница. По результатам испытаний советские машины оказались не хуже иностранных образцов.
В то время уже началось производство «полуторок» ГАЗ-АА, которые просто переделывали в полугусеничные, устанавливая специальный движитель на задний мост. Так и получился опытный НАТИ-3. Кабина и грузовая платформа остались от грузовика и не менялись.
Долгая полярная ночь
Экспериментальные вездеходы в 1933 году доставили на Таймыр, где они даже в условиях полярной ночи перевозили оборудование с научных судов на строящуюся базу зимовщиков. Машины прошли расстояние от островов Комсомольской Правды до мыса Челюскина (это более 80 км). Также НАТИ-3 участвовал в ряде испытательно-экспедиционных пробегов, пройдя много километров, одной из экспедиций стала Таймыр-Челюскин-Самуила. Они, конечно, не могли угнаться за аэросанями, которые ехали впереди, а сойдя с укатанной трассы могли застрять в снежной целине, но их репутацию, заслуженную на Севере, это не портило, а количество перевезенных стройматериалов и оборудования делало великую честь.
Пробеги послужили основанием для доработки вездеходов НАТИ-3. Проведена унификация узлов и агрегатов, открывшая полугусеничным грузовикам дорогу в серийное производство. Однако, после нескольких резолюций и смерти одного из руководителей проекта о вездеходах забыли. Оставшиеся в строю машины использовались примерно до 1947 года.
Особенности машины
Самый первый вариант основывался на грузовике «Форд», на некоторых подобных машинах устанавливались заказные легковые кузова. НАТИ-3 отличался хорошей проходимостью по снегу. Однако мотор ГАЗ-АА не давал достаточно мощности, поэтому скорость вездехода на бездорожье прямо скажем — маленькая.
март 2016. Костин Константин Александрович для Новости 94