Река так и не потекла
Тупиковая ветвь эволюции
Автомобиль-амфибия ВАЗ-2122, большая часть агрегатов которого заимствована от внедорожника «Нива». В серийное производство запущен не был.
Назначение нового вездехода изначально было военным, он обозначался как машина для командного состава. Основным отличием от «Нивы» было то, что раздаточная коробка помешалась в изолированный от внешних воздействий корпус, дабы вездеход мог передвигаться по воде. Преодоление водных преград происходило только за счёт колёс. Кроме того, «Река» была приспособлена к десантированию на грузовом парашюте, по типу БМД.
Машина могла бы повлиять на развитие всей автомобильной промышленности, но отказ в запуске в серию поставил на этом крест. Жаль, потому что во время его разработки конструкторы Волжского автозавода горели энтузиазмом, а руководитель проекта уже участвовал в создании армейского вездехода УАЗ-469 и был человеком опытным и дотошным.И вот Министерство обороны заказывает тольяттинцам машину для командира роты. Полной секретности устанавливать не стали, просто официально это был внедорожник для рыбаков и охотников.
Возможно, гражданский вариант тоже появился бы в продаже, тем более что своим дизайном и эргономикой она сильно отличалась от тех громоздких лодок на колёсах, какими были в начале 1970-х многие амфибийные машины. Решить задачу намеревались относительно просто: поместив основные агрегаты в водонепроницаемый поддон из стали.
Как «Крокодил» стал «Рекой»
Первые два прототипа, допущенные к испытаниям в 1976 году (через год в серию вышла «Нива) были настолько угловатыми внешне, что в шутку их называли «крокодилами». Увы, но плавали они очень плохо: во многих местах находились течи, а заключённые в железные корпуса агрегаты перегревались. Даже шины оказались для плавания непригодными, они только ещё больше ломали трансмиссию. Но при этом в сухопутной проходимости первый вариант «Реки» не уступал «Ниве», а потенциально мог пересечь почти любую водную преграду.
Казалось бы, стоит убрать все недостатки и проект выполнен. Но все эти хлопоты растянулись на целое десятилетие. В результате автомобиль стал даже компактнее и легче, чем первоначально. Главная пара коробки передач была изменена, а рабочий объём двигателя немного уменьшен. Проблемы удалось устранить ценой огромного количества времени. И то не все: коробка передач продолжала перегреваться.
Радиатор двигателя решили увеличить, сделали дополнительный воздуховод для мотора и раздаточной коробке. Переделали передний редуктор. Воздуховод имел два положения: «сухопутное» и «водное». Регулировалось всё это из кабины поворотом специального рычага.
Военный призыв
В 1985 году перед военными предстала настолько изменившаяся «Река», что её отправили на испытания сразу в три разные климатические зоны СССР, включая военные базы на территории Средней Азии. Советские солдаты и офицеры были более чем приятно удивлены проходимостью не слишком внушительного по виду внедорожника. Все ждали, что её запустят наконец на конвейер, но….
Шесть миллионов рублей (а именно таковы были предполагаемые затраты на производство «Реки») министр обороны СССР Устинов сказал, что денег нет. Плюс изменилась военная доктрина, и в командирских машинах отпала надобность… Вернее, отпала она в Америке, а наши стратеги решили сделать то же самое. Пропала, наверное, одна из самых перспективных разработок советского автопрома. Вот такая история с многообещающим началом и позорным концом.
январь 2016. Евгений Агеев для Новости 94