НИВА на МАРШ
Автомобиль «Нива» произвел революцию на мировом рынке компактных и комфортабельных автомобилей с повышенной проходимостью. Многим может показаться довольно странным тот факт, что советский автомобиль для гражданского пользования стал не только основоположником целого сегмента машин, но и долгое время являлся его флагманом – западные компании начали выпускать конкурирующие модели лишь спустя пять-семь лет. Превосходное соотношение цены и качества сделали «Ниву» одним из наиболее популярных внедорожников не только в Европе, но и среди зарубежных автолюбителей – клубы ее почитателей и владельцев есть даже в далекой Японии и поверьте, это не Русские эмигранты.
Успех модели породил множество моделей, основанных на ВАЗ-2121. Наиболее популярным направлением были и остаются внедорожники, предназначенные для передвижения в условиях полного бездорожья и немного банковские броневики. В России, где много объектов хозяйства и промышленности находятся в субарктических поясах, тайге и тундре, создание множества модификаций стало лишь вопросом времени. Наиболее растиражированным и популярным их представителем оказались Вездеходные Транспортные Средства МАРШ от компании «Бронто», принадлежащей концерну «Лада». Автомобиль впервые был представлен на всеобщее обозрение лишь спустя 25 лет после начала выпуска «Нивы» – в 1995 году.
Что касается внешнего вида, то он обманчив – корпус практически полностью повторяет оригинальный. Изменения претерпели лишь колесные арки: их расширили, чтобы уместить огромные колеса сверхнизкого давления. Подобное решение является наиболее популярным при создании внедорожников с наиболее высокой проходимостью, что не лишает его лавров очень спорного. Проблема подобных шин в том, что они, при всех своих достоинствах на бездорожье, являются практически бесполезными на любом твердом покрытии – в таких условиях срок их службы резко стремится к нулю, производитель рекомендует использовать сменный набор колес для движения по дорогам общего пользования и проселочным путям. Проколы шин низкого давления измеряются в промежутке на сотню километров, также большой опасностью для таких шин являются порезы — в этом случае ремонт уже не возможен. Из основных плюсов МАРШа — положительная плавучесть — обеспеченная водоизмещением колес, движение по воде осуществляется за счет вращения все тех-же колес, поэтому скорость не превышает 4 км/ч, для преодоления реки с небольшим течением следует аккуратно выбирать траекторию, в быстрое течение «соваться» нельзя. Еще один плюс (но совсем маленький) — прицеп на равнозначных колесах в котором очевидно предполагается перевозить комплект сменных колес для движения по асфальту, бетону или щебню, предположительно 6 колес займут всю полезную площадь прицепа.
Подвеску позаимствовали от УАЗ-469, что сделало автомобиль динамичным, но внесло ряд проблем, связанных с ремонтом. Износ подобного решения оценивается автолюбителями как «выше среднего», а единственным плюс называется лишь низкая стоимость ремонта – комплектующих для автомобиля на рынке очень много. Также минусом является отсутствие сервисных центров для обслуживания автомобиля – это стало следствием крайне низкого тиража модели. За два десятка лет выпущено менее четырехсот автомобилей – на большее рассчитывать и не приходилось, учитывая немалое количество недостатков и довольно высокую цену — от 1,2 млн рублей за базовую комплектацию (даже лебедка сюда не попадает).
Производственная линейка ВТС МАРШ БРОНТО 4х4 включает три основные модификации МАРШ-1, МАРШ-2 и МАРШ КОМБИ, но существуют (правда в единичных экземплярах) и специальные машины на базе МАРШа — пожарная (перевозит мотопомпу, рукав и пару огнетушителей), поисково-спасательная (пустой салон).
март 2016. Евгений Агеев для Новости 94