Объект 10 — МТ-ЛБу — надежный тыловик
Техника для армии — это всегда, что-то особенное. Ведь редко, какая машина на гражданке используется в таких экстремальных условиях, как военная техника. Поэтому, военные всегда предпочитали машины, которые в первую очередь, отвечали таким параметрам, как надежность и легкость в обслуживании. Особенно этим, отличался Советский Союз, его технологии всегда были достаточно просты, но при этом «зверски» эффективны. И вот когда в Советской армии встал вопрос о легком и универсальном тягаче-транспортере, то заказ на проект такой техники поступил на Харьковский танковый завод в 1967 году. И нужно отметить, что Харьковские конструкторы постарались на славу и сделали машину, которая вот уже на протяжении пятидесяти лет служит всем армиям на постсоветском пространстве, высоко оценена армией НАТО и войсками анти Иракской коалиции. Эта техника не один раз была проверена в самых различных условиях, воевала в Афганистане, Ираке, Египте, Приднестровье, Первой и Второй Чеченских, Южной Осетии, Украине и т.д. Оставила о себе массу положительных отзывов и спасла не одну тысячу человеческих жизней.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МТЛБУ
Итак, МТЛБ — это легкий, универсальный и очень простой в применении армейский транспортер-тягач, предназначенный для перевозки всевозможных грузов и личного состава, артиллерийских систем, также эта машина часто используется как платформа, на которую устанавливали самое разное военное оборудование. Только в России насчитывается более 50-ти модификаций. Некоторые мы перечислим для читателя (с самыми интересными названиями):
1Л219М «Зоопарк-1М» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём
КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки
МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт
Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи
Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т (в различных модификациях)
1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1
9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления
1В12-3 «Машина-М» и 1В12М-3 «Фальцет-М»— комплекс средств автоматизации управления огнём самоходной артиллерии.
Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи
Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи
ГУСЕНИЧНЫЙ ЛАЙТ
Также, нужно сказать, что МТЛБ часто используется различными службами и на гражданке, есть даже «люксовая версия» МТ-ЛБу-М, с кожаной обивкой утепленного и шумо-изолированного салона с деревянными полами — выпускается на Мотовилихинском заводе с 2003 года.
ЛЕГКОЙ БРОНИ НЕ БЫВАЕТ!
Многие военные да и не военные люди сравнивают этот вездеход с БТР и БМП, что в корне не верно. МТ-ЛБу не годится для огневой поддержки пехоты в наступательном варианте, зато с легкостью вывезет с поля боя 10 раненых и на огромной скорости (по кратчайшему пути) доставит в госпиталь. А в тыловом варианте — как радио-разведчик, арт-наводчик, машина связи или радиопомех он просто не заменим, так считают не только опытные военные инженеры в России, такого же мнения придерживаются и военные еще из 24-х стран включая Финляндию, Швецию, Польшу, США и Исламское государство (запрещенное в России) — согласитесь, не самые бедные страны, и если-бы для решения тыловых задач были-бы машины лучше, то от МТ-ЛБу они отказались.
АЛТАЙ ДЛЯ АЛТАЯ
Конструкция МТЛБ позволяет использовать этот тягач в очень труднодоступной местности. Корпус вездехода сделан из легкой брони и поэтому, эта машина, достаточно уязвима для крупнокалиберного оружия. Корпус сделан из расчета, что в нем должны поместится одиннадцать бойцов с вооружением или 2,5-4 тонны полезного груза. Понятно, что машины такого класса не были рассчитаны на особый комфорт. Зато, в машине сделано достаточно много, чтобы облегчить возможности механика — водителя. Управление машиной производится очень просто и рассчитано на механиков со слабым опытом.
Машина имеет достаточно небольшие габариты, для техники своего класса. Длина вездехода составляет немногим более 7 метров, ширина 2,86 метра и высота 2,35 метра. Общий вес тягача без нагрузки составляет 11,5 тонн, при этом тягач еще может перевозить прицеп общим весом 6,5 тонн и при этом развивать скорость 70 км/ч по грунтовым дорогам и без них.
Двигатель, который устанавливался на МТЛБу Ярославского производства (ЯМЗ). Дизельный движок, который развивает мощность 240 л.с. а в обновленном варианте 300 л.с. Так как вездеход был рассчитан, в том числе и для пересечения рек, вездеход имеет положительную плавучесть, а движение по воде осуществляется за счет все тех-же гусениц.
В общем, даже на сегодняшний день, тягач МТЛБу является одной из лучших конструкций в своем классе.
май 2016. Данил Козловский для Новости 94