Операция по спасению «Спирита», до трактора 500 млн. километров
Операция по спасению «Спирита» — практически удалась!
Вездеходу не раз удавалось избежать смерти в песчаных бурях и зыбучих песках. Он смог передвигаться даже со сломанным колесом. Но на 1899 сол миссия «Спирита» начала больше напоминать операцию по его спасению.
На расстоянии 500 миллионов километров от Земли, вездеход ожидал инструкций из дома.
В первую очередь, специалисты изучили поверхность и обнаружили камень под его днищем. Для вездехода такой конструкции – это самый худший сценарий, потому что он может просто повиснуть на нем и вертеться на месте бесконечно долго, не касаясь колесами поверхности. После анализа всей ситуации, было высказано предположение, что «Спирит» застрял в песчаной ловушке и, возможно, повис днищем на камне. При этом, единственным колесом, оставшимся на твердой земле, осталось именно то, которое не работало.
Следующие семь месяцев команда управления «Спиритом» пыталась придумать эффективный способ помочь ему выбраться из ловушки, которая была названа «Троя». Планирование осуществлялось с большой осторожностью, потому что любой необдуманный шаг мог свести на нет, все усилия выбраться.
В лаборатории реактивного движения НАСА начали искать выход из ловушки под названием «Троя». Сотрудники создали песчано-земляную смесь, аналогичную той в которой застрял «Спирит». Затем запустили в нее аналогичный «земной» двойник, который остался на Земле. Со всей тщательностью ученые воссоздали положения вездехода в «Трое». Положение осложнялось еще тем, что земная гравитация в два раза больше марсианской, поэтому ученым также надо было использовать специальные подвесные устройства, чтобы в земных условиях имитировать работу вездехода на Марсе. Но плана не было, а это означало, что нельзя было отправлять на Марс ни одной команды.
Что было на стороне команды управления «Спиритом»?
Пару лет назад, примерно в такой же ситуации, оказался двойник «Спирита» вездеход «Оппортьюнити», который бороздил просторы Марса на противоположной стороне. Тогда тоже надо было спасать аппарат. Передвигаясь практически по идеально ровной поверхности, он попал в песчаную дюну. Ученые тогда построили модель марсианской песчаной ловушки и также запустили в нее «земного» брата вездехода и начали искать способы спасения. Тогда, благодаря именно такому подходу, «Опотьюнити» удалось спасти. Более того, вездеходу улыбнулась удача. Порыв ветра очистил солнечные батареи от пыли, благодаря чему в распоряжении вездехода оказалось больше энергии.
Что было против команды управления «Спиритом»?
Основной головной болью специалистов был камень под днищем, поэтому они решили рассмотреть его поближе с помощью микроскопа, расположенного на руке манипулятора. Но фокусировка камеры не позволяла приблизить ее к рассматриваемому объекту ближе 6 см. Однако это был единственный способ заглянуть под днище. После обследования камерой, все-таки инженеры убедились, что вездеход касается камня, правда они не смогли ответить на вопрос: повис ли он на отдельном камне или на скальном, выступающем на поверхность, основании. Ясно было то, что если вездеход зароется еще глубже в песок, он точно «повиснет» на камне. Проведенные эксперименты на Земле, также не помогали. Каждый раз при движении, двойник зарывался в песок. Было не понятно, как решать эту проблему.
Спустя месяц после проведенных исследований, было созвана специальная конференция, на которую были приглашены все ведущие специалисты в этой области. Факты были таковы: «Спирит» застрял на западном склоне плато «Основная база»; у вездехода работает только пять колес; на снимках было видно, что его «брюхо» касается камня, и надо было как-то с него слезать; «земной» двойник зарывался при каждом повороте колес. Однако тогда, никто из приглашенных, не смог ничего посоветовать. Инженерам опять пришлось возвратиться к тестовому стенду.
Но «Спирит», даже в такой ситуации, не бездельничал. Именно в месте, где он застрял, было сделано еще одно важное открытие. Ученые захотели изучить состав той песчано-земляной смеси, в которую угодил «Спирит» и обнаружили, что в почве, где застрял вездеход, присутствуют следы воды, причем по геологическим меркам сравнительно свежей.
До этого, все гипотезы существования воды на Марсе, сводились к тому, что на планете была вода, где-то 3,5-4 миллиарда лет назад. И «Спирит» и особенно «Оппортьюнити» доказали это предположение. Тут же «Спирит» нашел свидетельства воздействия воды на грунт всего лишь миллион лет назад.
Прошло семь месяцев с момента попадания вездехода в ловушку. На его солнечных панелях снова стала скапливаться пыль, что означало уменьшение выработки энергии, а до зимы было рукой подать. Нужно было действовать. После всех испытаний на Земле, был разработан план, который мог сработать. И команда была готова реализовать его на Марсе. Предлагалось попробовать сдать назад, чтобы увести вездеход от камня, который находился под ним.
Команда управления приступила к реализации такого плана. Но тут случилась еще одна неприятность. Как только начали реализацию плана, отказало еще одно колесо. Времени у специалистов на разработку другого плана уже не было. Наступала марсианская зима. Инженерам пришлось действовать и полагаться на интуицию, что собственно говоря и помогло. Было предложено то, что почти спасло «Спирит».
Наблюдая за вращением одного из колес, ученые разработали новую стратегию. Кто-то сравнил ситуацию, в которой находился вездеход, с плаванием в жидкости. Было предложено поворачивать колеса из стороны в сторону и как бы грести ими и таким образом пытаться двигаться. На удивление многих это сработало. «Спирит» начал продвигаться. Более того, камень под днищем, который больше всего беспокоил инженеров, даже показался в поле зрения передней камеры. «Спириту» удалось съехать с него. Впереди забрезжила надежда.
Но время истекло. Наступила зима и в какой-то момент на вездеходе стало просто не хватать энергии. У инженеров все получалось и еще бы немного времени и удалось бы выбраться из той ловушки. 22 марта 2010 года, «Спирит» не вышел на запланированный сеанс связи. Ему не удалось накопить достаточно энергии, чтобы проснуться утром, и он перешел в режим сна.
При некотором везении «Спирит» мог проснуться на следующее лето, когда Солнце поднялось бы повыше. Но зимними ночами, даже при том местонахождении вездехода, температура может опускаться на 150 градусов ниже нуля. Такие температурные нагрузки, при отсутствии подогрева, ввиду недостаточного количества энергии, могли повредить электронные компоненты и окончательно добить «Спирит». Но ученые продолжали надеяться, что он заработает.
В сентябре 2010 года, в кратер Гусева вернулась марсианская весна, а вместе с ней и надежда, что «Спирит» сможет проснуться и связаться с домом. В реактивной лаборатории НАСА отслеживали частоту вездехода, с помощью системы дальней космической связи, но так ничего и не услышали. Таким образом, надежда на то, что вездеход проснется и выйдет на связь, не оправдалась.
В апреле 2011 года, была предпринята еще одна попытка наладить связь. Инженеры изо всех сил старались восстановить связь со «Спиритом». Отправляли разнообразные команды и надеялись получить хоть какой-нибудь ответ. Он уже много раз выбирался из всевозможных ситуаций, поэтому инженеры надеялись, что им опять удастся с ним связаться. 25 мая была сделана последняя попытка. Хотя эта попытка была маловероятной и шансы на успех были минимальны, у всех теплилась надежда, что каким-то образом в самый последний момент, «Спирит» свяжется с Землей. Однако этого не произошло. Срок жизни «Спирита» на Марсе подошел к концу.
Возможно, человечество все же узнает, жив «Спирит» или мертв. В условиях Марса, где нет никаких условий для возникновения коррозии, вездеход может просуществовать еще тысячу лет, а человечество все же прилагает все усилия, чтобы быть на Марсе в течение следующих 20 лет. Возможно, именно тогда удастся выяснить, как прекратил свою работу вездеход под названием «Спирит», имя которому дала 9-летняя девочка русского происхождения Софи Коллиз, родившаяся в Сибири и удочерённая американской семьей.
апрель 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94