Орлёнок, Орлёнок — могучая птица … И нас не сломить никому
Военное руководство Советского Союза в 60-х – 70-х годах активно способствовало новым военным разработкам, ввиду постоянно увеличивающейся угрозы со стороны военного блока НАТО.
Оно прекрасно понимало военную угрозу со стороны блока НАТО и также видело необходимость, в случае боевых действий, быстрого захвата оперативного простора на территориях, принадлежавших странам, которых входили в блок НАТО. Для таких операций с участием морской пехоты, Советскому Союзу остро были необходимы скоростные десантные корабли. Уже в то время, такие задачи можно было эффективно выполнить с помощью экранопланов.
Экранопланы полностью удовлетворяли этим задачам. Одним из КБ, активно занимающимся разработкой и созданием таких скоростных водных судов, было ЦКБ им. Алексеева. В 70-е годы оно занималось разработкой нескольких фантастических военных экранопланов, таких как авианосец, имевший массу 115 тысяч тонн, 4 ядерных двигателя и двенадцать самолетов вертикального взлета, транспортного средства для перемещения подводных лодок, под названием «Гуливер» и средства для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран» под названием СТП-600. Однако главком ВМФ Сергей Горшков в 1968 году сделал выбор в пользу десантно-транспортного варианта.
КАСПИЙСКИЙ МОНСТР ВЗЛЕТЕЛ — ПЕНТАГОН ВЗДРОГНУЛ
Был создан экспериментальный образец, который получил название СМ-6. На нем проверяли схему работы десантного экраноплана. Особым пожеланием заказчика было повышение мореходности и амфибийности такого корабля. Чтобы снизить нагрузки на корпус, на нем было установлено лыжно-амортизирующее устройства. Колесное шасси, которое позволяло экраноплану перемещаться по суше, было расположено в передней части аппарата. Первые серийные машины получили крылатое название «Орленок». Их создал ученик Ростислава Алексеева – Виктор Соколов.
Ходовые испытания «Орленка» начались в 1972 году. Экраноплан стартовал с воды и устойчиво двигался на высотах до двух метров. Конструкция позволяла разместить грузов и техники общей массой 20 тонн. Конструкторы установили на «Орленке» авиационные двигатели, которые они доработали должным образом. Аппарат выполнял задачи в морской соленой воде, поэтому двигатели необходимо было защитить от морской соли, которая попадала на все элементы двигателей и снижала эффективность их работы. Маршевый двигатель НК-12 разместили на самом верху хвоста. Этот соосный двигатель применяется на стратегических бомбардировщиках, таких как ТУ-95.
СОВЕТСКИЕ ИСПОЛИНЫ МОРЯ
Чтобы уменьшить разбег, на экраноплане применили поддув под крыло, который осуществлялся носовыми двигателями. Во время полета они не работали, а корабль продолжал движение, используя один маршевый двигатель. В случае необходимости, водное судно могло спокойно взлететь. Конструкция экраноплана предусматривала возможность полета на высотах до шести километров. Наверно «Орленок» был не просто экраноплан, а экранолет. Общая взлетная масса в 140 тонн, не могла помешать «Орленку» взять на борт батальон десанта и два бронетранспортера, развить скорость до 400 км/ч и всего за час пересечь Каспийское море.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЛУНЬ
Руководство ВМФ, оценив рабочие характеристики испытательного образца, приняло решение заказать 120 таких водных судов. Предусматривалось, что каждый флот будет иметь в своем составе несколько групп десантно-транспортных экранопланов. Также началась подготовка летчиков и уже непосредственно на севере начали готовить летный состав.
Но на пути освоения новой техники у конструкторов и летчиков было много неожиданностей. 22 ноября 1974 года во время полета первой серийной машины, на борту которой находились Ростислав Алексеев и почти сорок человек проверяющих, произошло ЧП. Трещина, которая произошла в фюзеляже, сделанном из алюминиевого сплава привела к тому, что кормовая оконечность вместе с маршевым двигателем отвалилась и утонула.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКРАНОПЛАНА
Алексеев находился в рубке и дал команду, чтобы летчики увеличили тягу на носовой двигатель и машина, на носовом двигателе, пришла на базу. Хотя жертв не было, и экраноплан продемонстрировал завидную живучесть, с главным конструктором расправились. Алексеева сняли с должности руководителя ЦКБ. Ему оставили только руководство экранопланной темой. По существу он стал обычным ведущим инженером. Но, несмотря на преграды, конструктор экранопланов продолжал одерживать творческие победы.
НОВЫЙ ОРИОН-20
В ноябре 1979 года первый боевой корабль-экраноплан поднял флаг ВМФ. Самыми важными преимуществами «Орленка», которому на Западе дали название «Морской дракон» стали две вещи — он обладал низкой радиолокационной заметностью и мог спокойно перемещаться даже в четырехбальный шторм. «Орленок» был практически неуязвим для торпед и мин, имел меньший расход топлива, чем у самолетов и кораблей на подводных крыльях и воздушной подушке.
АМЕРИКАНЦЫ УКРАЛИ У РОССИИ РАКЕТЫ И ЭКРАНОПЛАН
В мае 1982 года Турция, которая была членом блока НАТО, в одностороннем порядке, изменила правила передвижения судов через Босфор. Согласно им, проход через пролив кораблей ВМФ СССР существенно ограничивался. Советский Союз, в ответ на такие действия, провел на южном направлении крупнейшие учения, в которых впервые принимали участие два «Орленка».
С задачами по десантированию личного состава и боевой техники экраноплан справился на отлично. Высадка прошла фантастически быстро. Десант покинул машину в течение одной минуты. Понадобилось еще 3 минуты, чтобы аппарат был вне зоны досягаемости возможного поражения средствами противника.
БЕЗОПАСНЫЙ ICON A-5
Экраноплан «Орленок» не стал основным десантно-транспортным кораблем ВМФ СССР. Сначала план его производства уменьшили до 24-х машин, но произвели только лишь пять. Ввиду отсутствия финансирования, а после распада Советского Союза, проект был закрыт. Однако даже сейчас, любое современное планирование военных операций предусматривает быструю переброску войск и техники. «Орленок», несмотря на 20 летнюю задержку, смог бы даже в современных условиях, эффективно выполнить такую задачу.
март 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Пояснения от Новости 94 по названию статьи (нажмите пожалуйста для перехода)