Первые Витязи Тюмени
Попытки выполнить вездеход на базе серийного легкового или грузового автомобиля – не новый опыт для советского автопрома. В век освоения хозяйства, бурения новых скважин в северной части России, на степных просторах Казахстана и в тайге, создание удобных машин для транспортировки провизии и оборудования было особенно острой проблемой. Конструкторское бюро “Газстроймашина” – одно из наиболее квалифицированных и опытных объединений инженеров, освоивших это направление: в их портфолио имеется более трех десятков прототипов, почетное место среди которых занял Витязь В-1.
Этот снегоболотоход, выполненный на базе ЗИЛ-130, является одним из наиболее крупных представителей гусеничного транспорта – большими габаритами отличались только тяжелые артиллерийские тягачи и тяжелые танки. Конструкторам удалось минимизировать использование посторонних деталей в модифицированной машине: кроме гусениц, сторонних комплектующих там практически не было.
Автомобиль предполагался как пригодный к ремонту в полевых условиях и именно таковым он и являлся. Упор сделали на площадь гусениц: при сравнительно большой массе, давление, которое В-1 оказывал на поверхность, составляло не более 130 грамм на квадратный сантиметр площади. Такой показатель позволял не проваливаться не только в рыхлый снег, но и в сильно заболоченную местность, а след, оставляемый автомобилем, был крайне неглубоким – всего 10-15 сантиметров. Для увеличения дальности хода в освободившиеся арки передних колес установили дополнительные топливные баки.
Ленты выполнили из прочнейшей на тот момент марки стали: их прочность на разрыв составляла не менее 40 тонн. Все звездочки, через которые на гусеницы передавалось усилие, было выполнены резинокордными – это существенно уменьшило их износ. Элементы пневматического управления взяли от популярного в то время автобуса ЗИЛ-127, а остальные элементы – от базовой модели ЗИЛ-130.
Испытания прошли в 1967 году и полностью удовлетворили инженеров и контролирующие органы власти. Витязь В-1 показал превосходную проходимость, значительно превышающую таковую у любого колесного вездехода и не уступающую другим гусеничным решениям. Существенным минусом оказалась скорость – максимальный показатель: на дороге она составляла всего 25 километров в час, а на снегу – в два с половиной раза меньше.
Именно недостаток динамики и стал причиной крайне низкого распространения В-1 в народном хозяйстве – во всем остальном автомобиль практически не имел недостатков. Автомобиль отличала довольно высокая грузоподъемность – на любой поверхности он мог перевозить до 3 тонн груза. Также он использовался в северных регионах для прокладки временных дорог (т. н. “ледников”) – гусеницы выдавливали из болота воду, которая быстро превращалась в лед при отрицательных значениях температуры.
апрель 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94
Похожие Записи
« Импортозамещение из Великого Новгорода У Куньих* прибыло »