Первый в мире полноприводный мотоцикл из сохранившихся
Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD или 2х2
Шведский REX 1370 2х2 (3х2 с коляской)
В предыдущей статье «Рождение полноприводных» мы рассказали о начале эпохи мотоциклов с колесной формулой 2х2, 3х2 и 3х3. Мы действительно считаем что ИЖ-6 с колесной формулой AWD существовал, хоть и бесследно утерян. Сегодня хотим более подробно рассмотреть для читателей Шведскую машину РЕКС (REX)
Примерно за шестьдесят лет до того, как Suzuki представил свой полноприводный XFS, шведский инженер Эйнар Стормарк Einar Stormark разумно предположил, что два ведущих колеса справятся лучше, с подъемами в гору и с обычными грунтовыми дорогами, размытыми осенне-весенней распутицей.
На чемпионате Швеции 1930 года Бертольд Эрикссон (Berthold Ericsson Dan Lindgren) управлял самой необычной машиной с рамой и колесами от стандартного OEC, оснащенным двигателем JAP V-twin 750см3, в 1931 году увеличенным до 1000cc, а последствии до колоссальных по тем временам (да и по современным меркам) 1370cм3.
Разработанный мотоцикл Эйнар Стормарк (Einar Stormark) предложил концерну Maskinfabriken REX в Хальмштадте (Halmstad). REX с удовольствием приобрел разработанный прототип уже зарекомендовавший себя на спортивных состязаниях. Владелец, директор и сын основателя Машиностроительного завода «КОРОЛЬ» так переводится полное завание Maskinfabriken «REX» Эрнст Ротштейн (Ernst Rothstein) предложил Эйнару Стормарку (Einar Stormark) присоединится к дальнейшей разработке и возглавить инженерно-конструкторское бюро концерна. Вместе с собой Стормарк привел на работу своего друга, великолепного механика, гонщика и испытателя Бертольда Эрикссона Дэн Линдгрен (Berthold Ericsson Dan Lindgren).
Используя значительный инженерный и технический потенциал концерна REX, работы по усовершенствованию пошли быстрее не взирая на значительный экономический кризис охвативший Европу.
Maskinfabriken REX был создан Акселем Питером Нильсоном (Axel Peter Nilson) в 1902 году и выпускал сначала велосипеды ведя разработки в области мотостроения. Уже в 1908 году выпустили первую мотоциклетку с одноцилиндровой, четырех тактной силовой установкой с незатейливым названием Motosacoche видимо румынского производства так как это слово переводится мотоцикл с Румынского языка. История развивалась завод осваивал производство новых моделей, так в 1923 году началось производство очень популярных на тот момент легких мотоциклов. А еще одной важной вехой в истории REX (помимо рассматриваемого в настоящей статье прототипа AWD) стал первый в мире велосипед с электродвигателем. Производство электровелосипедов началось вынужденно, во время Второй Мировой войны. Поставки бензиновых двигателе закупаемых в основном в Германии прекратилось из-за войны, а производство останавливать было нельзя, вот так и появился первый в мире электровелосипед. Еще одной важной вехой в развитии завода стало производство мопедов (тогда это были велосипеды с вспомогательным ДВС) в 1952 году, когда их вывели из под специальной регистрации. История Maskinfabriken REX закончилась в 2004 году, а производство велосипедов переехало в Тайвань.
Но вернемся к полноприводным.
Отношения развивались хорошо, и инженер REX Эйнар Стормарк (Einar Stormark), экспериментировавший с 2WD, в сотрудничестве с Эриксоном (Berthold Ericsson Dan Lindgren) для создания такой машины добились неплохих успехов к 1933 году. Стормарк занимался проектированием и расчетами, в то время как Бертольд выполнял механическую обработку, сварку, говоря просто работал больше руками. План заключался в том, чтобы передать часть огромной мощности двигателя, работающего на метаноле (90 л.с. в то время реально нужно считать фантастическими) на переднее колесо, уменьшая пробуксовку колес и увеличивая общее тяговое усилие. И так в 1934 году мотоцикл с полным приводом был готов.
Технически все выглядело следующим образом:
Крутящий момент от двигателя передавался на 3-х ступенчатую коробку передач, включающую сцепление и верхний вал отбора мощности со сдвоенными звездами для переднего и заднего колеса. На заднее колесо усилие передавалось на прямую, как на всех современных байках. Для переднего колеса Стормарк (Einar Stormark) установил прямую цепь к двойному карданному валу, установленному под рулевой колонкой, далее, крутящий момент через промежуточную звезду на ответном конце кардана передавался второй цепью на переднее колесо. Вертикальная и горизонтальная подвижность кардана обеспечивали тяги вдоль цепей. Горизонтальная тяга позволяла поворачивать руль относительно первой звезды, а вертикальная тяга обеспечивала ход кардана совместно перьями передней вилки. Переднюю подвеску значительно изменили, чтобы справиться с карданной трансмиссией, и решением стала «перевернутая телескопическая вилка» с максимальным ходом 50 мм — больше не позволял кардан.
Некоторое время понадобилось на незначительные доработки переднего приводного узла, основной проблемой стала постоянная пробуксовка и боковой занос переднего колеса, а следом за ним и заднего, если Вы помните мотоцикл имел и третье колесо бокового прицепа. Кстати, Вы обратили внимание, что коляска оборудована слева от мотоцикла, это было связано с правилами проведения соревнований (в те годы правила соревнований диктовали Англичане).
Чтобы избежать заноса и пробуксовки на переднем колесе установили два груза в виде пластин по 7 кг каждая (их видно на верхней фотографии)
22 апреля 1935 года мотоколяска приняла участие в своем первом соревновании — подъеме на холм в Мальмё (Malmö), и победила с первого раза, пилотировал снаряд конечно Бертольд Эрикссон Дэн Линдгрен (Berthold Ericsson Dan Lindgren) на верхнем фото за рулем мотоцикла, имя колясочника к сожалению не известно.
Надо сказать, что тогда такие соревнования были очень популярны и уверенно конкурировали с мотогонками из-за большой зрелищности. В течение года Бертольд Эрикссон принял участие в 10-ти подъемах на холмы, выиграв почти все из них, а также выиграл чемпионат Швеции с коляской. В конце сезона 1935 года байк разобрали по причине невозможности запустить в производство или из-за приближающейся войны. Узлы и детали завернули в промасленную бумагу и отправили на хранение до лучших времен.
В 1960 году мотоцикл собрали вновь и теперь он великолепно смотрится в Техническом музее Стокгольмского музейного парка, напоминая Шведам о былом величии инженеров-соотечественников, строивших машины для мирного спорта, опережающие время на многие десятилетия.
Технические характеристики:
REX (OEC-JAP) TWD
Двигатель JAP V-Twin OHV
Верхнее расположение клапанов
Цилиндров 2
Клапанов на цилиндр 4
Тактов 4
Объем 1370 куб.См
Диаметр и ход поршня 86 мм x 117 мм,
Мощность 90 л.с. при 5000 об/мин
Топливо метанол
Выхлопная система прямоток
Два карбюратора Amal
Магнитное зажигание Bosch
Коробка передач 3-х ступенчатая с верхним валом отбора мощности
Сцепление сухое одно дисковое
Цепная передача на заднее колесо
Две цепи через карданный вал на переднее колесо
Усиленная рама бокового прицепа
Перевернутая телескопическая вилка спереди
Жесткая задняя подвеска
Тормоза барабан
Вместимость 2 человека (Водитель, Колясочник)
март 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« Рождение полноприводных Будет жить? Snow Hawk от AD Boivin »