Первый Pfannkuchen — комом
А7V: пример того, как не надо делать танки
Немецкий танк А7V стал одним из первых образцов наступательной боевой техники, применённых на фронтах Первой мировой войны. Массовым он не стал: выпустили 20 машин для ограниченного применения.
Получилось так, что Антанта опередила Тройственный союз в разработке и боевом применении танков, а немецкое командование не стимулировало разработки собственной техники, уделяя большее внимание средствам обороны от неё. Над боевой машиной Германии работала большая группа инженеров, но первый A7V выехал из цехов только осенью 1917 года. По этим причинам серьёзного боевого применения не состоялось: война уже шла к концу и вовсе не в пользу Германии и её союзников.
Боевая машина создавалась по характерной для тех лет системе с продольной симметрией, по образцу английских «Марк-4». Бронированный корпус помещался на коробчатую раму, а в движение танк приводился двумя моторами. Броневик был слишком тяжёлым и потому не обладал хорошей проходимостью. По вооружению он был настоящим сухопутным дредноутом, даже экипаж был невиданно большим для танка – 18 человек. При этом в бою машина была практически «слепой» (обзор с места водителя ну просто никакой), атмосфера внутри бронированной коробки существенно разогревалась в буквальном смысле до 60 градусов, а загазованность была такой, что во время марш-бросков экипаж сидел не за бронёй, а на броне. Ну а габариты делали танк желанной целью вражеского артиллериста. Неудивительно, что «тяжёлая походная кухня» роли в боевых действиях не сыграла.
Низкую эффективность машин показал встречный бой с англичанами при Виллер-Бретонне. Одна машина застряла, одна подбита, остальные просто не участвовали в схватке ввиду невыгодно занятых позиций. И хотя некоторые английские танки оказались повреждены, критические пробоины получил и A7V. В тот день немцы потеряли три своих танка, а ключевые позиции были отвоёваны врагом. Даже простое проволочное заграждение могло легко обездвижить германскую бронированную махину, вызвав перегрузку приводов гусениц.
Единственный подлинный сохранившийся немецкий танк находится в одном из музеев Австралии в городе Брисбен, а пушка одного из них – в Великобритании. В Германии находится только копия A7V.
Также на основе танка были построены машина радиосвязи, бронетранспортёр и артиллерийский тягач и ещё землеройная техника.
Компоновка танка включала два параллельно поставленных 100-сильных мотора, каждый из которых приводил в движение катки своего борта. Топливные баки изолировались от боевого отделения бронепластинами. Сама подача горючего производилась за счёт отвода части выхлопных газов. Система запуска включала три способа завести двигатели, в том числе при помощи магнето. Самым же продвинутым компонентом танка была система смазки, предотвращающая залив свечей воспламенения. Управление было организовано таким образом, что механик-водитель имел полный контроль над машиной через рулевое колесо, две педали сцепления и тормозные рычаги. Команды экипажу из-за высокой шумности хода подавались не только голосом, но и системой из электрических ламп разных цветов.
Pfannkuchen — немецкие блины.
октябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.