Имени Сталина — 153
В советский довоенный период мало кто представлял себе гусеничный транспорт в паре с колесным остовом. В странах бывшего союза происходило наращивание сельского хозяйства, требовались трактора и прочая техника, по большей части с высокой проходимостью по бездорожью. Именно таким элементом вездеходостроения стал ЗИС-153 созданный на основе грузового автомобиля ЗИС-151.
При создании модели учли военный опыт прошлых лет, поэтому, как и любую другую советскую единицу техники, гусеничный вездеход ЗИС мог легко переквалифицироваться из гражданского вездехода в универсальный бронетранспортер для перевозки и прикрытия пехоты. Конечно, с современными единицами боевых машин его сравнить нельзя, но для своего времени 153 модель имела отличные характеристики.
Однако, несмотря на все нововведения, вездеход так и не поступил в серийное производство. Всего было собрано 2 опытных образца, отличавшихся как техническими характеристиками, так и концептуальными элементами. Первый тип был изготовлен в 1946 голу в НИИ 21 в Бронницах. Кабина от Студебеккера, уникальное короткобазное шасси. Перенятый гусеничный остов, скопированный с немецких моделей с расположением катков в шахматном порядке.
Первый тип
Первоначальный вариант включал в себя неведущий передний колесный остов, однако, уже через несколько лет его заменили на ведущий, что в корне решало проблему с проходимостью по снегу и грязи.
В сравнении с колесными аналогами, ЗИС-153 показал лучшую проходимость, однако, от немецкого двигателя пришлось отказаться, так как ЦК решил, что его характеристики, в совокупности с недолгим сроком службы являются большим изъяном. Моторную часть заменили на фирменные комплектующие завода ЗИС.
Тип второй
После сборки первого прототипа, в 1951 году в свет выходит вторая модель вездехода, в котором учли опыт военного времени. Кабина от Студебеккера сменилась на фирменную конструкцию ЗИС-151, передний привод и гусеничные движители были, как и в первоначальном варианте, так как уже зарекомендовали себя с положительной стороны.
Имеются некоторые данные, которые гласят, что в 1953 году все в том же НИИ был создан бронетранспортер на базе ЗИС-153 с двигателем мощностью в 180 л\c. Для своего времени это был отличный показатель. Вместимостью до 16 единиц десанта, с лобовой броней толщиной в целых 13 мм, а также с полностью бронированным корпусом опытный образец был опасной боевой единицей. К тому же его вес в 10 т. и установленный пулемет калибром 7,62 делали из вездехода уникальную машину.
Резюме
Как и говорилось, 153 модель показала отличные результаты, однако, в серийное производство так и не поступила. Тому было две весомые причины:
В военных силах Советского Союза коллектив разделился на две половины. Первая, активно поддерживала идею интеграции гусеничных БТР в ряды войск, так как они уже доказали свою эффективность во время войны с фашистской Германией. Одним из представителей идеи о внедрении был маршал Конев, который по достоинству оценил и американские аналоги. А вот генерал-лейтенант Вершинин и маршал Богданов ратовали за продолжение выпуска колесных моделей, ссылаясь на личный боевой опыт.
Полугусеничные модели были трудны в сборке, и сроки их выпуска постоянно откладывались, в то время как колесные БТР выпускались гораздо быстрее, и уже к 1945 году был выпущен доработанный и существенно улучшенный ЗИС-151-1-1, который был более быстр и имел повышенную проходимость.
август 2015. Вадим Сергеевич для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.