Два танкиста и ракета задают Темп. Ракетоносец Темп-С2. Объект 825 Сп2 или Сп3 на танковом шасси

Два танкиста и ракета задают Темп

Окт 7 • Военные, Гусеничные, На колёсах, Советские Вездеходы • 3308 Просмотров • Комментарии к записи Два танкиста и ракета задают Темп отключены

В 60х годах 20 века, в результате развития гонки вооружений между СССР и США обеим странам стало понятно, что скорое развитие высокоточного ракетного оружия практически ставит крест на шахтных ракетных установках. Выбора у конструкторов оказалось не так много, либо развивать систему противоракетной обороны, либо вывести ракеты из шахт и сделать их маневреннымиАмериканцы первыми построили пусковые установки, базирующиеся на железнодорожной платформе, однако такое решение в Советском Союзе казалось не очень эффективным, ведь разведка отлично знала направления тех или иных железных дорого, а равно и места постоянной дислокации пусковых установок и возможные места удара.
Более эффективным с точки зрения Советских инженеров было размещение ракет наподводных лодках ВМФ и вездеходных машинах, но сбрасывать со счетов железнодорожное базирование никто и не собирался. В итоге по распоряжению Председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина все три системы базирования МБКмежконтинентальных баллистических ракет передали для создания технического задания на разработку в министерство оборонной промышленности.

В нашей статье мы рассмотрим только одну систему пусковых наземных установок свободного базирования (т.е. без привязки к железной дороге).
Ракеты начала 60 использовали жидкое топливо для старта, что затрудняло создание многоступенчатых стартовых блоков, и сильно осложняло предпусковую подготовку в полевых условиях изза высокой токсичности ракетного топлива и рисков, сопряженных с этим фактором. К середине 60 Руководитель проекта А.Д.Надирадзе совместно с Б.Н.Лагутиным и Академиком Пилюгиным разработали твердотопливный двигатель, а также предложили с учетом возможностей твердотопливных двигателей трехступенчатую ракету носитель.
Основной сложностью при создании транспортностартовой пусковой установки межконтинентальных ракет (сами ракеты уже были и в большом количестве, но межконтинентальных ракет на гусеничном или колесном ходу не было) являлась стартовая масса ракеты. По заданным характеристикам, основной из которых являлась дальность полета в 10 тысяч километров, ракета получалась минимальным весом 3233 тонны, высотой 1920 метров и диаметром 1,81,9 метра.
Техники способной перевозить подобную массу на тот момент у СССР не было, и как следствие министерство оборонной промышленности поставило задачу создавать еще более грузоподъемную машину с учетом развития ракет и увеличением массы, возросшей уже на первом этапе конструкторских изысканий до 3738 тонн, а в скором времени до 41 тонны.
Разработку гусеничного шасси грузоподъемностью не менее 60 тонн поручили Конструкторскому Бюро3, Кировского завода в Ленинграде, а колесную базу с грузовой возможностью не менее 70 тонн передали на разработку Специального КБ МАЗа совместно с Минским заводом колесных тягачей. Саму пусковую установку проектировало Объединенное Конструкторское Бюро221 Производственного Объединения «Баррикады» в ГородеГерое Волгоград.
По заключению Всероссийского научно исследовательского института100, создание гусеничной СПУ со стартовым весом 6065 тонн на базе двухгусеничного шасси не возможно, и решение такой задачи возможно только с помощью четырехгусеничного шасси.
Первое решение транспортного ракетоносцавездехода предложили Ленинградские инженеры (на фото сверху), основывался стартовый комплекс на использовании двух типов танков Т10 (объект 825 Сп2) или Т80 (объект 825 Сп3). К 1970 году в Ленинграде были собраны два опытных образца.
Основу стартовой установки составляли два танковых шасси соединенные на свободных шарнирах рамойлафетом для МБР с механизмом подъема в вертикальное (стартовое) положение. Что касается вездеходных качеств, такая компоновка из двух танков была идеальной (ее можно считать прородителем современных двухзвенных вездеходов). Пусковые и ходовые испытания проводимые на полигоне «Капустин Яр» показали великолепные характеристики использования четырех гусеничной платформы в параметрах проходимости и скорости передвижения, также была подмечена возможность танков ехать не друг за другом по одной колее, что проблематично в условиях заболоченной местности или слабонесущих грунтов (например зимой), а параллельно друг другу.
Во время испытаний были выявлены существенные недостатки. Заместитель генерального конструктора Л.С. Соломонов совершил одно часовой марш бросок внутри головной машины Объекта 825 Сп2. По его заключению, а также жалоб экипажа испытателей, переданных  А.Д. Надирадзеон с трудом выдержал эту поездку изза сильных вибраций, происходящих в продольной оси. Помимо значительной ходовой проблемы связанной с усталостью экипажа инженеры выявили техническую несовместимость электронного оборудования пусковой установки со столь значительными вибрациями двух танкового вездехода.

Два танкиста и ракета задают Темп. Ракетоносец Темп-С2 на базе МАЗ-547 с колесной формулой 12х12

Два танкиста и ракета задают Темп. Ракетоносец Темп-С2 на базе МАЗ-547 с колесной формулой 12х12

Итог. Ракетчики были вынуждены отказаться от перспективной по ходовым показателям четырех гусеничной стартовой платформы в пользу колесных машин Минского завода, к тому времени доложившему об окончании инженерноконструкторских работ и готовности производства.
Машины Минчан к тому времени уже высоко ценились в Ракетных войсках, нося на загривке ракеты малой дальности, они были технически надежны, достаточно проходимы, неприхотливы в обслуживании, а главное, колесные вездеходы не имели зловредных вибраций столь не приемлемых для ракеты и пусковой установки. Уже осенью 71 года  ПРУ «Темп» на шасси МАЗ547А, МАЗ543А и МАЗ543В прибыли на Плесецкий полигон. Новые машины создавались с использованием потенциала уже разработанных и запушенных в производство вездеходов МАЗ-537 и МАЗ-535.

Всего на вооружении созданных 7 полков РВСН состояло 42 пусковых комплекса. Организационное деление пусковых комплексов: батареи (по 2 СПУ в каждой) входящих в дивизион (по три батареи в каждом) входящий в свою очередь в полк (основная организационная единица, по два дивизиона в полку). Общая численность полка от 33 единиц техники, из которых  Стартовыхпусковых установок только 12 штук, остальные машины вспомогательные.
В настоящее время СПУ Темп и их модификаций не осталось в принципе, все эти комплексы были уничтожены в рамках договора о сокращении ядерных наступательных вооруженийПервой под уничтожение попала заряжающая машина (запрещены договором ОСВ2 в 1979г.) РК «Темп» оборудованная на шасси МАЗ547А. Больше всего напугавшая Американцев, она позволяла осуществить перезаряжание стартовой установки в полевых условиях.
На основе заряжающих машин использовавших шасси МАЗ547А в гражданской версии делали кранвездеход КС7571.

сентябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »