Два танкиста и ракета задают Темп
В 60—х годах 20 века, в результате развития гонки вооружений между СССР и США обеим странам стало понятно, что скорое развитие высокоточного ракетного оружия практически ставит крест на шахтных ракетных установках. Выбора у конструкторов оказалось не так много, либо развивать систему противоракетной обороны, либо вывести ракеты из шахт и сделать их маневренными. Американцы первыми построили пусковые установки, базирующиеся на железнодорожной платформе, однако такое решение в Советском Союзе казалось не очень эффективным, ведь разведка отлично знала направления тех или иных железных дорого, а равно и места постоянной дислокации пусковых установок и возможные места удара.
Более эффективным с точки зрения Советских инженеров было размещение ракет наподводных лодках ВМФ и вездеходных машинах, но сбрасывать со счетов железнодорожное базирование никто и не собирался. В итоге по распоряжению Председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина все три системы базирования МБК — межконтинентальных баллистических ракет передали для создания технического задания на разработку в министерство оборонной промышленности.
В нашей статье мы рассмотрим только одну систему пусковых наземных установок свободного базирования (т.е. без привязки к железной дороге).
Ракеты начала 60 использовали жидкое топливо для старта, что затрудняло создание многоступенчатых стартовых блоков, и сильно осложняло предпусковую подготовку в полевых условиях из—за высокой токсичности ракетного топлива и рисков, сопряженных с этим фактором. К середине 60 Руководитель проекта А.Д.Надирадзе совместно с Б.Н.Лагутиным и Академиком Пилюгиным разработали твердотопливный двигатель, а также предложили с учетом возможностей твердотопливных двигателей трехступенчатую ракету носитель.
Основной сложностью при создании транспортно—стартовой пусковой установки межконтинентальных ракет (сами ракеты уже были и в большом количестве, но межконтинентальных ракет на гусеничном или колесном ходу не было) являлась стартовая масса ракеты. По заданным характеристикам, основной из которых являлась дальность полета в 10 тысяч километров, ракета получалась минимальным весом 32—33 тонны, высотой 19—20 метров и диаметром 1,8—1,9 метра.
Техники способной перевозить подобную массу на тот момент у СССР не было, и как следствие министерство оборонной промышленности поставило задачу создавать еще более грузоподъемную машину с учетом развития ракет и увеличением массы, возросшей уже на первом этапе конструкторских изысканий до 37—38 тонн, а в скором времени до 41 тонны.
Разработку гусеничного шасси грузоподъемностью не менее 60 тонн поручили Конструкторскому Бюро—3, Кировского завода в Ленинграде, а колесную базу с грузовой возможностью не менее 70 тонн передали на разработку Специального КБ МАЗа совместно с Минским заводом колесных тягачей. Саму пусковую установку проектировало Объединенное Конструкторское Бюро —221 Производственного Объединения «Баррикады» в Городе—Герое Волгоград.
По заключению Всероссийского научно исследовательского института – 100, создание гусеничной СПУ со стартовым весом 60—65 тонн на базе двух—гусеничного шасси не возможно, и решение такой задачи возможно только с помощью четырех—гусеничного шасси.
Первое решение транспортного ракетоносца — вездехода предложили Ленинградские инженеры (на фото сверху), основывался стартовый комплекс на использовании двух типов танков Т—10 (объект 825 Сп2) или Т—80 (объект 825 Сп3). К 1970 году в Ленинграде были собраны два опытных образца.
Основу стартовой установки составляли два танковых шасси соединенные на свободных шарнирах рамой—лафетом для МБР с механизмом подъема в вертикальное (стартовое) положение. Что касается вездеходных качеств, такая компоновка из двух танков была идеальной (ее можно считать прородителем современных двухзвенных вездеходов). Пусковые и ходовые испытания проводимые на полигоне «Капустин Яр» показали великолепные характеристики использования четырех гусеничной платформы в параметрах проходимости и скорости передвижения, также была подмечена возможность танков ехать не друг за другом по одной колее, что проблематично в условиях заболоченной местности или слабонесущих грунтов (например зимой), а параллельно друг другу.
Во время испытаний были выявлены существенные недостатки. Заместитель генерального конструктора Л.С. Соломонов совершил одно часовой марш бросок внутри головной машины Объекта 825 Сп2. По его заключению, а также жалоб экипажа испытателей, переданных А.Д. Надирадзе, он с трудом выдержал эту поездку из—за сильных вибраций, происходящих в продольной оси. Помимо значительной ходовой проблемы связанной с усталостью экипажа инженеры выявили техническую несовместимость электронного оборудования пусковой установки со столь значительными вибрациями двух танкового вездехода.
Итог. Ракетчики были вынуждены отказаться от перспективной по ходовым показателям четырех гусеничной стартовой платформы в пользу колесных машин Минского завода, к тому времени доложившему об окончании инженерно—конструкторских работ и готовности производства.
Машины Минчан к тому времени уже высоко ценились в Ракетных войсках, нося на загривке ракеты малой дальности, они были технически надежны, достаточно проходимы, неприхотливы в обслуживании, а главное, колесные вездеходы не имели зловредных вибраций столь не приемлемых для ракеты и пусковой установки. Уже осенью 71 года ПРУ «Темп—2С» на шасси МАЗ—547А, МАЗ—543А и МАЗ—543В прибыли на Плесецкий полигон. Новые машины создавались с использованием потенциала уже разработанных и запушенных в производство вездеходов МАЗ-537 и МАЗ-535.
Всего на вооружении созданных 7 полков РВСН состояло 42 пусковых комплекса. Организационное деление пусковых комплексов: батареи (по 2 СПУ в каждой) входящих в дивизион (по три батареи в каждом) входящий в свою очередь в полк (основная организационная единица, по два дивизиона в полку). Общая численность полка от 33 единиц техники, из которых Стартовых—пусковых установок только 12 штук, остальные машины вспомогательные.
В настоящее время СПУ Темп—2С и их модификаций не осталось в принципе, все эти комплексы были уничтожены в рамках договора о сокращении ядерных наступательных вооружений. Первой под уничтожение попала заряжающая машина (запрещены договором ОСВ—2 в 1979г.) РК «Темп—2С» оборудованная на шасси МАЗ—547А. Больше всего напугавшая Американцев, она позволяла осуществить перезаряжание стартовой установки в полевых условиях.
На основе заряжающих машин использовавших шасси МАЗ—547А в гражданской версии делали кран—вездеход КС—7571.
сентябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94